«Софичка» — новый фильм мастерской Александра Сокурова

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Мария Кувшинова посмотрела «Софичку» — картину выпускницы кавказской мастерской Александра Сокурова Киры Коваленко, сценарий к которой помогал писать Кантемир Балагов.

«Софичка» Киры Коваленко — на самом деле первый полнометражный фильм, снятый выпускником мастерской Александра Сокурова в университете Нальчика; он появился раньше «Тесноты» Кантемира Балагова, в этом году с большим успехом показанной в каннском «Особом взгляде». На Кавказе Сокуров совершил до того небывалое: отобрал полтора десятка молодых людей и девушек из разных республик (многие из них — с опытом войны, как тот же Балагов, который ребёнком пережил нападение ваххабитов на Нальчик), привёз к ним лучших преподавателей из столиц, накачал высокой культурой и — как теперь уже можно судить по двум картинам — даже не пытался сделать из них собственных подражателей. Его целью было — дать зазвучать новым голосам, которые смогли бы рассказать в кино новые, до сих пор не рассказанные истории. В первую очередь, из этого региона России.

Кира Коваленко, как и Балагов, родилась в Нальчике, и её полнометражный дебют, выросший из учебных этюдов, поставлен по мотивам одноимённой повести Фазиля Искандера, действие которой происходит в Абхазии накануне и во время войны, а также после смерти Сталина, когда на Кавказ начали возвращаться высланные — например, постаревшая Софичка, чей брат не смог её от себя отпустить и убил молодого мужа почти сразу после свадьбы.


Повесть Искандера написана на русском языке — он как бы перевёл реальность абхазской деревни для широкого читателя. Коваленко отваживается на обратный эксперимент, устраняя посредника: камера не нуждается в переводчиках, она вторгается в быт настоящих, до сих пор существующих деревень, подсматривает за персонажами, которых сыграли местные жители, как и семьдесят лет назад, говорящие на родном языке. Этот фильм, похожий на журчание горной реки, с первых минут погружает нас в мир запретов, ритуалов, длящихся веками процессов, вроде изготовления домашнего вина, и доминирующей над людьми и их страстями природы. «Это те, с кем я проживу жизнь, — комментирует за кадром постаревшая Софичка, вспоминающая собственную свадьбу, — Многих из них уже нет в живых». Кто-то погибнет на войне, кто-то не вернётся из ссылки — перед нами последние минуты разрушающегося мира, уцелеют лишь отдельные свидетели которого, чтобы потом собирать по частям осколки воспоминаний.

Вместе с русским языком Коваленко отсекает и многие детали повести — в том числе, и политический аспект (у Искандера главная героиня писала письма Сталину, чтобы оправдать своего деверя Шамиля, дезертировавшего с фронта), концентрируясь на самой Софичке и её отношениях с братом. После убийства мужа она отговаривает его родственников от кровной мести, но отстраняется и от слишком сильно любящего убийцы, не прощая его даже после войны, откуда тот, вопреки всем смертям, благополучно возвращается с медалями на гимнастёрке. Простит она его только много лет спустя, когда прошлые преступления растают за давностью лет, а она вернётся в родную деревню и придёт на могилу к мужу, с которым прожила едва ли не несколько дней накануне нескончаемого вдовства: «Я простила твоего убийцу».

В отличие от повести, в фильме Киры Коваленко композиция не линейна: оба времени — прошлое и будущее, и обе Софички — молодая и старая — существуют в пространстве картины как будто одновременно; как будто одновременно приходят на могилу убитого и как будто случайно не сталкиваются друг с другом в тесных комнатах небогатых домов. Жизнь одновременно коротка и бесконечна, уникальна и универсальна — в опыте Софички растворяется опыт её соседей по деревне. Сколько времени должно пройти, прежде чем можно будет простить самое страшное преступление? Очень много — в масштабе человеческой судьбы, и всего мгновение — если смотреть с высоты гор.

Читайте также
Дарёные Коэны — в прокате «Субурбикон» Джорджа Клуни
Мария Кувшинова — о новом фильме Джорджа Клуни «Субурбикон», выросшем из архивного сценария братьев Коэн1950-е, в благополучном белом приг...
Боги и горшки
В российский  прокат выходят «Мифы» — комедия Александра Молочникова, в которой русский шоу-бизнес представлен как карикатурный древнегреч...
Молодость на последнем дыхании
В российский прокат выходит «Молодой Годар» — фильм Мишеля Хазанавичуса, разгромленный критикой на Каннском кинофестивале. Зинаида Пронченко об...
Джеймс Франко — главный кинематографист года. Это точно
Зинаида Пронченко сложно, но доходчиво объясняет, почему режиссёр «Двойки» — новый король широкого и малого экранов. У каждого случаются свои пятнадцать минут...
Римский профиль
Зинаида Пронченко рассказывает, как один из самых интересных европейских кинофестивалей превращается в смотр голливудского мейнстрима.Директор Римского кинофе...
Венский шанс: неаполитанский ренессанс, советская классика и новый фильм Вуди Аллена
Зинаида Пронченко подводит итоги Виеннале — чуть ли не самого синефильского среди больших кинофестивалей, и чуть ли не крупнейшего среди синефильских&nbs...
Также рекомендуем
Актёр из «Пингвинов моей мамы» — о взрослении на съёмочной площадке, любимых фильмах и мечте сыграть у Кантемира Балагов...
Илья Верхоглядов о главных новинках EIFF-23.
Егор Москвитин рассказывает о трёх русских фильмах (или фильмах на русском языке), показанных в Каннах: «Купе номер шест...
Актёр из «Пингвинов моей мамы» — о взрослении на съёмочной площадке, любимых фильмах и мечте сыграть у Кантемира Балагов...
Илья Верхоглядов о главных новинках EIFF-23.
Егор Москвитин рассказывает о трёх русских фильмах (или фильмах на русском языке), показанных в Каннах: «Купе номер шест...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
Тэрон Эджертон надеется на продолжение франшизы Kingsman
Ранее глава 20th Century Studios заявил, что планов на это нет.
Состоялся цифровой релиз драмы «Фримонт. Американская мечта»
С Джереми Алленом Уайтом в одной из главных ролей.
00:00