«Собиратель душ»: Николас Кейдж пришёл по ваши страхи

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо фильма «Собиратель душ», Arna Media/NEON

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные».

Откровение Иоанна Богослова, глава 13-я.


25 июля в российский прокат выходит фильм ужасов «Собиратель душ» Осгуда Перкинса. Благодаря рекордной стартовой кассе в США этот оккультный детектив успел стать самым успешным инди-хоррором последнего десятилетия. На сей раз сын Энтони Перкинса из «Психо» поведал историю молодой сотрудницы ФБР, которая охотится за серийным убийцей по прозвищу Длинноногий и раскрывает его сатанинские секреты. Рассказываем, почему «Собиратель душ» со зловещим Николасом Кейджем в образе маньяка — самый жуткий хоррор года.

Действие разворачивается в 1993 году в заснеженных субурбиях Орегона. Одарённая агентка ФБР Ли Харкер (Майка Монро) пытается поймать серийного убийцу по прозвищу Длинноногий (Николас Кейдж). На протяжении двадцати лет маньяк расправляется с целыми семьями, но делает это необъяснимым способом. Родственники как будто сами зарубают и закалывают друг друга, но на местах преступлений детективы всегда находят поздравительные открытки с подписью Длинноногого. Обладающая шестым чувством Ли Харкер подозревает, что в этом запутанном деле замешан сатанизм, и её предположения сбываются наихудшим образом. Чем больше героиня погружается в расследование, тем отчётливее понимает, что между ней и Длинноногим есть нечто общее.

Детективный хоррор «Собиратель душ» (Longlegs в оригинале) — четвёртый фильм на счету инди-режиссёра Осгуда Перкинса (раньше он подписывался в титрах как Оз). Американский постановщик с самого начала своей карьеры был помешан на мрачных историях о деструктивных личностях и принятии внутренней тьмы.

Кадр из фильма «Собиратель душ», Arna Media/NEON

Тихий, но леденящий кровь слоубёрнер «Февраль» (2015), ставший режиссёрским дебютом Перкинса, растворился среди других хоррор-хитов студии А24. Со временем несправедливо проигнорированный зрителями ужастик приобрёл статус настоящего готического сокровища. Едва ли кто-то из режиссёров настолько пронзительно и страшно говорил о невыносимом сиротстве через метафору одержимости. Мучительная сцена, в которой героиня Кирнан Шипки умоляет демона не покидать её, потому что после гибели родителей она осталась одна-одинёшенька в этом мире, вгоняет аудиторию в тяжкое уныние.

Камерный «Февраль» сформировал авторский стиль Перкинса: во главе угла он отныне ставит сложных, чаще всего отчаявшихся героинь с парой тёмных секретов за пазухой и чертовщинкой во взгляде.

«Я прелесть, живущая в доме» (2016) следовала по пятам за сиделкой Лили, медленно сходившей с ума в реалиях ожившего романа ужасов, который написала её таинственная подопечная — пожилая женщина Айрис. Фолк-хоррор «Гретель и Гензель» (2020) и вовсе осмыслял трагедию девочки-подростка, а ведьму, обитающую в лесной чаще, рисовал отверженной и разочарованной. Взросление юной и неприкаянной героини Софии Лиллис напоминало мистический обряд инициации: ей предстояло пережить болезненную трансформацию, расстаться с прошлым и примириться со своим паранормальным даром.


В своих картинах Перкинс неслучайно исследует темы одиночества, личного горя и отражает отравляющие последствия семейных секретов. Его благоговейный ужас перед женщинами тоже проистекает из травмирующего опыта.


Промо фильма «Собиратель душ», Arna Media/NEON
Промо фильма «Собиратель душ», Arna Media/NEON

Промо фильма «Собиратель душ», Arna Media/NEON
Промо фильма «Собиратель душ», Arna Media/NEON

Будучи выходцем из известной семьи, Осгуд не был застрахован от несчастий и ударов судьбы. В восемнадцатилетнем возрасте он лишился своего отца, актёра Энтони Перкинса, который скончался в результате серьёзных осложнений от СПИДа. Осгуд с детства был достаточно близок с родителем и даже снялся с ним в «Психо 2» (1983). В сиквеле психологического хоррора Альфреда Хичкока Перкинс-старший вновь воплотил Нормана Бейтса — маньяка с диссоциативным расстройством личности, а Оз сыграл его 12-летнюю версию. Невзирая на дружеские отношения с отцом, режиссёр ничего не знал о его гомосексуальности. Мать Перкинса, популярная актриса, модель и фотограф Берри Беренсон, утаивала этот факт от своих детей. Таким образом женщина не хотела разрушать семейную идиллию, чего так и не смог понять Осгуд.

Режиссёр потерял мать 11 сентября 2001 года: она оказалась в одном из захваченных террористами самолётов, которые врезались в башни-близнецы. Со временем Перкинс, после утраты обоих родителей страдавший посттравматическим стрессовым расстройством, научился преобразовывать личные страдания в искусство. В оккультном хорроре «Собиратель душ», массовый интерес к которому спровоцировала креативная промокампания под эгидой студии Neon, кинематографист впервые рефлексирует об отношениях со своей матерью — лживых и напряжённых.

Сюжет новой картины Перкинса снова выстраивается вокруг психологического портрета женщины, на сей раз — новоиспечённой сотрудницы ФБР Ли Харкер. Амбициозная героиня идёт по пути Клариссы Старлинг из «Молчания ягнят»: она выделяется из серой толпы необъяснимой проницательностью, но коллеги-мужчины пока не принимают её всерьёз. Тем не менее, вопреки сексистским предрассудкам, Харкер творит чудеса уже на первом задании: прислушивается к необъяснимому шёпоту за спиной и безошибочно находит дом, в котором затаился опасный преступник. Перкинс изображает девушку-детектива трудоголиком с маниакальным интересом к расследованиям. Агент Харкер с головой зарывается в изучение архивных материалов, посвящённых многолетним зверствам маньяка Длинноногого, и совершенно не умеет отдыхать.

Кадр из фильма «Собиратель душ», Arna Media/NEON

Режиссёр тонко проводит параллель между эмоциональным состоянием героини за работой и во время вынужденного перерыва. Часами всматриваясь в чудовищные фотографии, сделанные на местах преступлений, и расшифровывая послания серийного убийцы из поздравительных открыток, Харкер ощущает свою значимость и теряет счёт времени. Быть запертой наедине с чужими трагедиями и свидетельствами неуловимого зла для неё привычнее, чем контактировать с людьми.

Асоциальность Харкер берёт верх, когда она попадает в бар с боссом из ФБР: отказаться нельзя, а терпеть алкогольные откровения своего начальника Картера невыносимо. Разница в поведении Ли поразительная. Занимаясь поиском важных зацепок, она действует решительно и уверенно, но, попав в расслабленную обстановку, сразу принимает закрытую позу, заметно нервничает и, кажется, вот-вот начнёт задыхаться от бестолкового времяпрепровождения. Харкер мы видим не только в профессиональной среде, но и в отношениях со странной матерью, которая хранит дома весь старый хлам. Недоверие между родственницами всё время висит в воздухе и практически бьёт током. Кажется, что за дежурными вопросами матери о работе Ли и настойчивыми просьбами читать молитвы скрывается нечто тёмное, аморальное, но так ли это — предстоит выяснить.

Параноидальная линия героини Майки Монро захватывает всё внимание вплоть до эпизодических, но всегда отвратительных проявлений Длинноногого. Приступы паники Ли Харкер выведены крупным планом, а её тяжёлое, неровное дыхание идеально вписывается в тревожный саундтрек фильма. Эффект полного погружения в орегонскую дьяволиаду обеспечивает Майка Монро, которая, кажется, уже готова сместить Миа Гот с пьедестала новой «королевы крика».


Охота за маньяком Перкинса волнует куда меньше, чем раскрытие характера Харкер в ходе расследования. В общем, признания своей теневой стороны личности, как это заведено у режиссёра, героине не избежать.

Кадр из фильма «Собиратель душ», Arna Media/NEON

Очень странные, но больше — инфернальные дела, творящиеся в пригородах штата Орегон с начала 70-х, Перкинс описывает в своей фирменной обречённой манере. Со зловещим наслаждением режиссёр разрушает миф об идеальных семьях: все домочадцы счастливы одинаково ровно до того момента, пока в дверь не постучится Сатана. Мир «Собирателя душ» напоминает хрустальный шар со снегом, праздничную гармонию в котором нарушают тёмные силы. Уютные домики прямо как из рекламы IKEA неизбежно становятся пристанищем для лукавого и местом кровавой расправы. Перкинс нарушает главное правило хорроров о противостоянии демоническому злу вроде франшизы Джеймса Вана «Заклятие»: от беспощадных посланников Того, Кто Внизу не спрятаться и уж точно не защититься молитвами.

Ощущение полной безысходности становится осязаемым каждый раз, когда в кадр врывается Николас Кейдж. Его Длинноногий, чей облик создатели фильма до последнего держали в секрете, буквально заглядывает зрителям в душу. Мертвенно-бледный, словно побывавший на том свете маньяк-сатанист одним своим омерзительным голосом заставляет сердце биться чаще, прямо как в том самом проморолике с Майкой Монро. Тлетворное влияние монстра из преисподней распространяется повсюду и как будто просачивается в зрительный зал через экран.

Начиная с «Мэнди» (2018), Николас Кейдж стал легендой современных инди-хорроров, но в «Собирателе душ» его ужасающий талант достигает абсолютно новых вершин. Актёр выдаёт безумный и шокирующий перформанс, который ещё долго будет сниться в кошмарах. Для роли Длинноногого известный перфекционист Кейдж адаптировал манеры своей матери, которая страдала шизофренией. Он хотел, чтобы персонаж одновременно пугал до икоты и вызывал неконтролируемую жалость. Однако любая встреча с маньяком скорее провоцирует тахикардию, нежели располагает к состраданию. Впрочем, менее чувствительные зрители, возможно, даже найдут в гротескных выкрутасах Кейджа эстетику кэмпа, а сам фильм сочтут чёрной комедией.


Визуально совершенный «Собиратель душ» держит в кошмарном оцепенении и не отпускает вплоть до финальных титров.

Кадр из фильма «Собиратель душ», Arna Media/NEON

Перкинс и не скрывает, что вдохновляется классикой детективного триллера, которую цитирует с долей иронии. С «Молчанием ягнят» и «Зодиаком» картину Осгуда связывают взаимоотношения маньяка с агенткой ФБР и зашифрованные письма, но в плане оммажей «Собиратель душ» ближе всего подбирается к культовому j-хоррору «Исцеление» (1997) Киёси Куросавы. Из последнего фильма ужастик Перкинса впитал беспросветную атмосферу и интригующее повествование, которое режиссёр дополнил оккультными ритуалами. Над «сатанинской паникой», охватившей американское общество в 80-х, олдскульный во всех смыслах «Собиратель душ» попросту глумится, доводя страх перед дьяволопоклонниками до абсурда.

Перкинс саркастично вплетает газетные хроники о тоталитарных сектах и жертвоприношениях в расследование, которое Харкер ведёт в начале 90-х. Сенсационные заголовки вроде «Дьявол заставил меня это сделать» навевают мысли о массовом психозе, который Перкинс скорее высмеивает.

Цитата из Апокалипсиса о пришествии зверя с семью головами и десятью рогами идеально совпадает с безутешной интонацией хоррора. «Возможно ли совладать со злом или оно бессмертно?» — вопрос, которым Перкинс задаётся на протяжении фильма, и предлагает зрителю не спешить с ответом.

Читайте также
«Презумпция невиновности»: дела семейные
Где порок, а где уже патология.
Фолк-хоррор «Одержимая»: дьявольская баня
Мрачный взгляд на женскую депрессию.
«Я же говорила»: проблемы душных людей
Самое неприятное в их душевных метаниях то, насколько они знакомы.
Райдер без причины: «Байкеры» с Остином Батлером и Томом Харди
Экранизация фотокниги о романтиках с большой дороги.
В повторном прокате «Что-то не так с Кевином» — жуткий триллер об одной обыденной трагедии
Почему стоит смотреть историю отношений сомневающейся матери и проблемного сына.
Также рекомендуем
В прокате самый дикий фильм Каннского кинофестиваля (притом что там был, например, Гаспар Ноэ) — «Мэнди» Панос...
Влад Шуравин рассказывает, почему оригинальный «Кэндимен» заслуживает особого места в культуре.
Кадр из фильма «Узники страны призраков»/RLJE Films...
Очередной выпуск дайджеста интересных новостей про кино из иностранной прессы. Считаем деньги «Чёрной вдовы», размы...
В прокате самый дикий фильм Каннского кинофестиваля (притом что там был, например, Гаспар Ноэ) — «Мэнди» Панос...
Влад Шуравин рассказывает, почему оригинальный «Кэндимен» заслуживает особого места в культуре.
Кадр из фильма «Узники страны призраков»/RLJE Films...
Очередной выпуск дайджеста интересных новостей про кино из иностранной прессы. Считаем деньги «Чёрной вдовы», размы...

Последние новости

Режиссёр «Человека, который изменил всё» готовит фильм про ИИ
Беннетт Миллер не снимал художественное кино 10 лет.
Акулы финансов в естественной среде обитания: зачем смотреть сериал «Индустрия»
Объясняем, почему не стоит пропускать сериал в духе «Наследников» и «Миллиардов».
00:00