Аньес Варда. Последняя пресс-конференция

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

Начало

Некоторые из вас брали у меня интервью — извините, если я вас не узнаю. Я часто выступаю — в университетах, киношколах, на фестивалях, в самых разных местах, иногда даже в маленьких кино-клубах. И я подумала: надо сделать фильм, который будет выступлением.
Он был снят в двух разных местах: первая лекция — в городе Aнже, вы, возможно, знаете, что там проводят фестиваль Premiers plans, который организует Клод-Эрик Пуару. Во время фестиваля мне дали снимать в большом прекрасном театре, мы сняли много красного бархата. Вторую лекцию мы сняли в саду Фонда современного искусства Cartier в Париже. Его директор — Эрве Шандез, который появляется в фильме, — я с ним разговариваю. Эти две лекции — о моей работе в ХХ и XXI веке. Я столько наговорила за это время, что решила, что больше уже не соглашусь выступать, хватит!
Что касается интервью, я давала их очень много, возможно, в том числе и кому-то из вас. Но сейчас мне за 90, и я решила больше не давать интервью один на один, а только проводить пресс-конференции. Вот, слушаю вас.

Фильм-прощание

Да, это действительно способ попрощаться. Я не очень люблю обсуждать свои фильмы, потому что вообще-то о своих фильмах я говорю в своих фильмах — такой парадокс. Я снимаю документальное кино о себе самой. В последних пяти картинах я размышляю о себе, обращаюсь к своей памяти. Но, конечно, меня очень интересовали и интересуют и другие люди, те, что живут в городах и в деревне, я много снимала про них и все они очень важны для меня. Но, пожалуй с фильмом «Варда глазами Аньес» пора заканчивать говорить о себе. Как вы сказали, мне надо подготовить себя к прощанию и к уходу. Так что я пожалуй просто приторможу, чтобы обрести покой. Необходимый покой.

Люди с улицы

Я восхищаюсь людьми, людьми с улицы, с моей улицы, куда бы я ни поехала, где бы я ни работала, мне всегда интересно знакомиться с людьми. Но больше даже люди «с обочины», о которых обычно не говорят — как вы знаете, я сняла фильм о фермерах, которые подбирают остатки урожая после основного сбора, фильм о скваттерах, первый мой фильм был о рыбаках, с JR мы отправились в деревню. Так много известных людей находится в центре внимания, их фотографируют, снимают в кино, в рекламе, а мне кажется, что простые люди тоже заслуживают того, чтобы на них смотрели со вниманием. Когда мы снимали фильм с JR, мы хотели показать фотографии нормальных людей крупным планом на стенах, потому что нам просто надоели эти звезды, модели, красивые девушки, продающие духи, одежду и так далее, машины. Нам нравится, когда на афишах крупным планом лица людей, которые ничего не продают.

Женщины в режиссуре

Когда я только начинала, я была фотографом. Тогда было мало женщин-режиссеров: Жаклин Одри, Янник Беллон, Николь Ведрес, которая снимала документальные фильмы. Женщин в области кино было очень мало. Но когда я внезапно начала этим заниматься... Некоторые из вас могут знать, что «Пуэнт-Курт» — это радикальный фильм, совсем не сюжетный. Там снимался Филипп Нуаре, но это был первый его фильм, он был совершенно не известен. Когда я снимала этот фильм, я думала: мне не важно, что я женщина-режиссер, мне важно сделать радикальный фильм. Я была рада, что я женщина, я всегда этим гордилась, но моей целью было сделать не такой фильм, как другие, открыть двери, выйти за пределы психологических сюжетов.

Женский  марш в Каннах

Во-первых, очень важно, что женщины постепенно режиссерами, но они должны также быть и главными операторами, звукорежиссерами и звукооператорами. Женщины должны постепенно входить и во все эти области. Есть очень много талантливых женщин. Но это медленный процесс. Что касается женского марша в Каннах, это немного неоднозначно. Вы говорите: да, женщины должны устроить марш, должны быть во всех комиссиях, в отборочной комиссии, во всех ассоциациях. Они должны на равных участвовать в принятии решений, но сейчас, когда в Каннах присутствуют знаменитые женщины, для меня это все равно признак кинематографической роскоши. Этот вопрос должен касаться всех уровней, заводов, офисов, везде, не только шоу-бизнеса. Вот что я могу сказать об этом. Например, на фестивалях бывают женщины, управляющие ими, и теперь женщины всегда должны быть не только в жюри, но и в отборочной комиссии. Возможно, это помогает. Но я все равно боюсь слишком демонстративных действий. Это должна быть ежедневная работа везде, где принимаются решения, на всех уровнях. Я не критикую и отчасти радуюсь — потому что это красивые женщины на красивых лестницах в красивой одежде, но мне кажется, что иногда демонстрация на улицах или митинг более важны.

Политические взгляды 

Что касается вопроса, политически я всегда была левой. Но я никогда не состояла ни в каких партиях — не была коммунисткой, ничего такого, но я боролась за то, чтобы делать то, во что мы верим, чем бы ни были левые взгляды. Я никогда не снимала политические фильмы, но их дух всегда направлен на то, чтобы позаботиться о людях и не сосредотачиваться на плохих идеях. Это сложно объяснить в одном предложении. Я остаюсь на стороне рабочих, на стороне женщин. Как вы знаете, я счастливая феминистка и остаюсь ею в делах и духом. Я делаю то, что могу, в своих областях.

Любопытство и депрессия

Меня спасает то, что я остаюсь любопытной. Когда ты любопытен, тебе всегда есть на что смотреть. Что касается депрессии, я помню фразу одного итальянского коммуниста. Он как-то сказал: если смотреть на вещи как на ситуацию, невозможно не быть в депрессии. Но если ты пытаешься что-то сделать, нужен положительный настрой. Просто нужно выбрать.

Хорошо не быть глупой 

Хорошо не быть глупой. Я всегда борюсь с глупостью, собственной глупостью. Всегда интересно иметь идеи. А мечты, воображение — это то, что наполняет мою жизнь. В этом нет ничего особенного. Я каждый день думаю: можно было бы сделать то-то. Особенно сейчас, когда я веду жизнь художника. Можно столько всего сделать с временем и пространством. Вы видели в фильме то, что я делала для «Вдов из Нуармутье» — то, как представлены вдовы, особенно с картошкой. Между наблюдением и любовью или интересом к людям я никогда не устаю от сострадания, пока, по крайней мере.

Плёнка и цифра

Все идет так как идет. Когда я впервые увидела маленькую цифровую камеру, самую первую, очень примитивную, я очень обрадовалась возможностям, которые она мне открыла. Я поняла, что теперь могу снимать людей иначе, быть ближе к ним. Это не значит, что мне не нравится снимать на DP, просто в некоторых ситуациях, особенно когда речь идет о съемках бедняков, несчастных людей, невозможно достучаться до них с киногруппой. А тут я получила доступ, которого не могла б получить без этой техники. И конечно я быстро привыкла. Иногда, конечно, я чувствую ностальгию по 35 миллиметрам, но знаете я достала пленку, которая уже не пригодна для использования, переработала ее в стройматериалы и укрепила ей стены, крышу. Так что здание превратилось в прямом смысле слова в дом кино. Так что все еще живу в 35-миллиметровом мире, но это, конечно не всерьез, это всего лишь мечты.

Работа с дочерью


Весело! Иногда, правда, она со мной очень строга. Говорит, что мне надо рано лечь спать, а я это не люблю. Говорит, что я должна следить, что я ем, делать то, что велят врачи. В остальном она очень милая, потому что у нас столько общего в жизни, мы столько всего делим. Мы так любим путешествовать, любим музеи. Мы проводим очень много времени с Жаком Деми. А вместе с Кристофом, мой фильм... Это очень здорово. Помню, когда она была художников по костюмам, я ею восхищалась, но сейчас, когда она стала продюсером, я понимаю: да, а она ничего. Мне это нравится. Компания сейчас принадлежит Розали и моему сыну Матье Деми. Они оба управляют происходящим. А я просто маленькая птичка. Если они соглашаются, чтобы я что-то сделала, я это делаю.

Кино и деньги 

По правде говоря, на моих фильмах не заработаешь. Они никогда не приносили денег продюсерам. Только одна картина оказалась успешной — это «Без крыши, вне закона». Только она, и то это были не большие деньги, чуть-чуть, во всех остальных случаях — минимальная дистрибуция и никакого дохода. Но есть и другая правда: мои фильмы заслужили уважение по всему миру. И, конечно, я счастлива, когда где-нибудь на севере Бразилии или в Корее встречаю людей, которые смотрели мои фильмы. Пускай этих людей не так много, но они всегда есть. И они заставляют меня верить в то, что я делаю. Что в этом есть какой-то смысл. Конечно же дело не в сборах, не в бокс-офисе, бизнес — это не то, чем я умею или хочу заниматься, меня делает счастливой реакция людей на мои фильмы. Это счастье — быть понятой, быть услышанной; У меня есть некоторое количество копий моих фильмов, есть некоторое количество друзей и некоторое количество людей, которые следят за моим творчеством. Этого достаточно, всё, что нужно художнику — поддержка и помощь. И, конечно, мне важно, что люди, которые работают со мной, даже если это порой утомительно, верят в наше общее дело. Я благодарна каждому, кто помогает мне снимать и выживать таким образом.

Кино и современное искусство

Это полностью различается. В театре у вас только один экран, и вы все вместе видите одно и то же. Инсталляция — другой жанр искусства. Люди приходят один за одним, толпа не образуется. Сначала приходит мало людей, потом все больше и больше. Нет зрителей, которые все видят одно и то же. Каждый чувствует по-разному, по-разному подходит к произведению. Это очень важный опыт, потому что нужно учиться понимать, как люди могут это почувствовать и понять. Нам всегда нужно думать о зрителях, но зрители в театре — это совершенно другая история. Так что я всегда думаю о том, что почувствуют зрители, предполагаю, что они могут почувствовать то или это, иногда можно поменять монтаж, поменять подход, поменять цвет. Нам нужно, так сказать, ходить по яичной скорлупе — очень легко, стараясь понять, найти связь с аудиторией, со зрителями. Поэтому я экспериментирую в своего работе с самого начала — ну, стараюсь.

Совет молодым кинематографистам

Знаете, я никогда не считала себя в праве учить кого-то. Бывало, что мои фильмы называли мастер-классами для молодых, но меньше всего на свете я бы хотела быть этим мастером. Мне ненавистна сама идея «классной работы». Когда мы записали эту лекцию в театре, я старалась говорить о структуре фильмов, которую Я выбираю, о своей позиции, смыслах, которые я вкладываю в изображение. Но я не могу давать советы, кроме пожалуй таких: будьте храбрыми и храните свою уникальную точку зрения. Сегодня каждый может снимать, у всех есть телефоны, поэтому постарайтесь найти свой фокус и смотрите, что из этого получается. Будьте смелыми и скромными в своей работе. Я не могу ничему научить, я не думаю, что мои фильмы чему-то учат. Все, что я пытаюсь сказать в своем последнем документальном фильме — это не о чем были мои истории, не о психологической подоплеке, я попыталась рассказать как я создавала свои фильмы, как я хотела рассказать свои истории. Вы упомянули картину «Без крыши, вне закона» — она требовала очень четкой работы от группы. Камера должна была двигаться так же, как и главная героиня, для этого я делала все эти проходки. Технические приемы нужны для того, чтобы показать, что я чувствую в отношении субъекта. Но этому нельзя научить, я не могу дать совет, как добиться нужного эффекта — каждый должен использовать свои собственные идеи, каждый должен сам сделать этот выбор Но будьте мужественными, будьте отважными, будьте настойчивыми. И, конечно, относитесь к этому с радостью, потому что быть режиссером — прекрасно.

Читайте также
Дарья Жук: «Когда я посмотрела трейлер “Витьки Чеснока” — расплакалась»
В российском прокате фильм «Хрусталь» Дарьи Жук, о котором мы уже писали вот здесь. Денис Виленкин поговорил с режиссёром фильма и исполнительницей главной ро...
Марко Мюллер: «Если бы я мог спасти только одного русского, это был бы Сокуров»
КИНОТВ поговорил с одним из лучших  (может быть лучшим) в мире фестивальным директором о Сокурове, Германе, Звягинцеве, Роднянском и о том, по...
«Обычно все просят, чтобы ты играл Цыганова» — интервью
Евгений Цыганов — российский актёр театра и кино. Родился в Москве, в семье сотрудников московского НИИ. В период с 2001 по ...
Интервью с Грегом Сестеро (Марк из «Комнтаты»)
«Привет, Марк» — для многих киноманов эта фраза значит не меньше, чем I’ll be back или «Хьюстон, у нас проблема». А вот и сам Ма...
Режиссёр «Зверя» Майкл Пирс: «Я не хотел превращать фильм в диссертацию»
5 июля в российский прокат выходит «Зверь» — дебютный инди-триллер Майкла Пирса, прогремевший на кинофестивале Sundance. Специально для Кино ТВ Андрей Карташо...
Марчело Мартинесси: «Важно продолжать снимать фильмы, в которые я верю»
Один из главных сюрпризов 68-го Берлинского кинофестиваля — фильм «Наследницы» — дебют парагвайского режиссёра Марчелло Мартинеси. На показе в зале зияли дыры...
Также рекомендуем
Анна Закревская рассказывает про Гарреля, упоминает Таноса и не забывает про невероятную красоту Летиции Касты
Одна из самых ожидаемых премьер фестиваля «Зеркало» — «Бумажные флаги» французского тинейджера Натана Амброзио...
Жёлтый — самый бунтарский цвет. Журналисты «жёлтых тетрадей», самого знаменитого в мире журнала о кино Cahiers du cinéma...
В Москву везут теневых героев фестивальной Европы. С 29 ноября по 14 декабря в кинотеатре...
Анна Закревская рассказывает про Гарреля, упоминает Таноса и не забывает про невероятную красоту Летиции Касты
Одна из самых ожидаемых премьер фестиваля «Зеркало» — «Бумажные флаги» французского тинейджера Натана Амброзио...
Жёлтый — самый бунтарский цвет. Журналисты «жёлтых тетрадей», самого знаменитого в мире журнала о кино Cahiers du cinéma...
В Москву везут теневых героев фестивальной Европы. С 29 ноября по 14 декабря в кинотеатре...

Последние новости

О группе «Звери» снимут полнометражный фильм
«Всё, что тебя касается» расскажет историю музыкантов.
Джек Кеси на новом промо фильма «Хеллбой»
Перезагрузка популярного комикса выйдет на больших экранах 19 сентября.
Netflix хочет выкупить «Горизонты» Кевина Костнера
Вторая часть была снята с проката на неопределённый срок.
Боб Оденкёрк мог сыграть в «Офисе»
Но уступил Стиву Кареллу на прослушивании.
00:00