В Сети вышел «Дикий робот» — новый мультфильм студии DreamWorks и режиссёра Криса Сандерса, соавтора трилогии «Как приручить дракона» и диснеевского «Лило и Стича». Олег Ковалёв рассказывает о новой вехе в большой студийной анимации.
Эта история начинается на каменистом берегу. Из побитой грузовой капсулы весело выныривает робот-помощница ROZZUM-7134. Цель у неё одна — помогать всему, что движется (а что не движется — двигать и помогать). Однако людей, способных поручить ей конкретную задачу, Роз не найдёт: на необитаемом острове её встретят лишь любопытное семейство морских выдр, крабик, ползущий вверх по отвесной скале, и тропа, уводящая вглубь лесной чащи. Только как бы ловко она ни адаптировалась к реалиям дикой жизни, для новых соседей она навсегда останется монстром из другого мира. Но что насчёт гадкого гусёнка, по вине её неуклюжести ставшего умилительно пищащим сиротой?
«Дикий робот» — маленький шедевр большой анимации, переживающей, пожалуй, свою лучшую пору за последние десятки лет. С подачи дилогии о Человеке-пауке, закреплённой успехом «Кота в сапогах 2», мультяшный мейнстрим отошёл от приевшегося фотореализма и породил тренд на смешение 3D-технологий со старой доброй 2D-рисовкой. Пусть на смену карандашам и краскам пришли стилусы, а место холстов заняли компьютерные модели, невооружённым взглядом видно, как в мультфильмы возвращается дух ручной работы со всеми её по-природному прекрасными шероховатостями.
В направлении 2.5D команда Криса Сандерса сделала тихий, но размашистый шаг. Любовный подход к работе над каждым кадром, о котором режиссёр страстно рассказывал в интервью, может, и звучит как рекламное клише, но на экране превращается в эмоцию настолько искреннюю, что заразительную. Получившийся стиль Сандерс исчерпывающе назвал «картина Моне в лесу Миядзаки» — изображение не столько самой природы, сколько впечатлений от её чудес.
Ярче всего совмещение двух стилей прослеживается по самой Роз. Со зрителем она знакомится как чистая компьютерная модель в палитре хай-тек, но чем дальше в лес, тем чаще её компьютерный металл покрывается мазками грязи, ссадин, мха и следов когтей угрюмого медведя, озвученного Марком Хэмиллом.
Роз — весьма необычный мультяшный робот. Хоть ей и предстоит пройти привычный путь к зарождению человеческих чувств, фильм ни разу не воспользуется приёмами натужной драмы, чтобы показать трансформацию истории персонажа. В нашу героиню заводскими настройками заложено быть добродушной подругой всему и вся, поэтому и симпатией к ней проникаешься с первых кадров.
То заслуга не только выверенной озвучки Лупиты Нионго, мастерски косплеящей умную колонку, но и труда саунд-дизайнеров, сделавших всё, чтобы движения корпуса Роз звучали как приятная в быту технология будущего, а не как жестяная банка.
На фоне своих 2.5D-предшественников, уповающих на зрелищность и сюжетный галоп, «Дикий робот» выглядит проще некуда. Мультфильм вырос из детской иллюстрированной сказки Питера Брауна и благоразумно наследует её нарративный минимализм — лишь бы анимация могла дышать свободно. Мультфильм иногда разбрасывается на дежурные родительские диалоги, но куда чаще шутит о жестоких нравах пищевой цепочки. Лучшие же сцены, как и подобает первоклассному зрительскому кино, он оставляет безмолвной красоте флоры и фауны, что под музыку разлетается стаями бабочек и уходит в закат птичьим клином.
Отдельно в «Диком роботе» впечатляет проработка мира. Когда Роз впервые оказывается в лесу и только начинает изучать язык животных, ты и представить себе не можешь, что ни один из артистов этого звериного балаганчика не останется в массовке: тот или иной характер проявится в каждой мышке и каждой белочке, даже если на них не нашлось актёра озвучки. А когда фильм впервые раскрывает мир, лежащий за пределами острова, создателям хочется лишь сказать спасибо, merci, danke, asante, gracias, что начали рассказ с раскатов грома, а не с титров с экспозицией.
Но что самое приятное, «Дикий робот» не из тех назидательных сказок, что долго и под ручку ведут своего маленького зрителя к осознанию очевидных истин. Эти истины (от ценности любви и дружбы до важности принятия себя в не всегда дружелюбном окружении) всё ещё здесь, но мультфильм тем и волшебен, что не стал озвучивать их блеклыми назидательными словами, а показал яркими эмоциональными красками.