«Легенда о волках»: стая живёт, узоры рисуются, магия существует

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Современный ирландский, без преувеличения, волшебник, зеленоглазый вундеркинд и аниматор Томм Мур создал нечто новое, как всегда удивительное. Анна Закревская рассказывает о новом мультфильме режиссёра «Легенда о волках»: авторский стиль, фольклор, магия, обезоруживающе прекрасные герои, цвет и подкупающая «узорность» изображения. Уже можно смотреть на Apple TV+.

На дворе 1659 год, ирландский Килкенни (дом самого Мура и его независимой анимационной студии Cartoon Saloon) дышит едва уловимой смутой. Когда-то тут восставали против власти англичан, но сейчас всё вроде бы устроилось — вот только волки из соседнего леса не дают покоя, а ещё больше рациональную картину мира портят слухи о загадочных wolfwalkers (что-то вроде «заклинателей волков») — полумифических существах, которые могут управлять стаей, исцелять раны и ночью сами превращаться в волков. Из Англии выписан Охотник с голосом Неда Старка (то есть Шона Бина), дочкой Робин и её ручным совёнком Мерлином, щебетание которого девочка схватывает на лету. Арье Старк Томма Мура не сидится на месте, хочется сражений с волками и приключений бок о бок с отцом. Папа же — за отсутствием мамы — больше озабочен безопасностью дочери. Как и полагается в сказке, лесная чаща будет пугать и манить и подарит удивительные открытия, в том числе и о себе…

До «Легенды о волках» Мур создал по крайней мере два шедевра — «Тайна Келлс» и «Песнь моря». С точки зрения анимации, вероятно, одной из самых свободных киноформ, все три мультфильма одинаково совершенны — это тот уровень, где пластическая, композиционная, тональная и цветовая выразительность работают как швейцарские часы. В «Тайне Келлс» получилось угадать и передать загадочный и бесконечно притягательный дух безумной Келлской книги — главного артефакта ирландской культуры времён раннего христианства (говорят, Джеймс Джойс всегда носил с собой её маленькую факсимильную копию). А «Песнь моря» смогла сначала создать уникальный образ ирландской легенды о людях-тюленях и тут же чудесным образом полновесно оживить её у нас на глазах.

У «Легенды…» много общего с обоими мультфильмами. Тема семейных отношений снова расширяется и вырастает до высказывания о базовой нехватке и потребности в чём-то бесконечно архетипическом, воплощённом в образах матери или отца. Правда, в этот раз Мур не рассказывает ничего откровенно нового (природно-чувственное — это хорошо, а рационально-упорядоченное — плохо), но наряжает свою локальную историю в одежды выразительной и точной анимации. Это символическое изображение, в котором фон и детали работают как подтекст, а непременный муровский узор, разрисовывающий каждый кадр, дышит желанием собрать хотя бы какую-то часть этого мира воедино. Изогнутые деревья заботливо рисуют рамку кадра, клыки волков повторяют абрис пеньков вырубаемого леса, волны беличьего хвоста следуют за изгибом веток, оленьи рога — за тонкими стволами.

Как и в прошлых фильмах, композиция кадра стремится иногда к абстракции уровня средневековых миниатюр и одновременно — модернистского авангарда (в духе Пауля Клее или Кандинского). И как всегда, Мур плетёт историю не только и не столько с помощью слов и фабульных перипетий — через форму, композицию, свет и цвет он рассказывает о персонажах, их характерах, взаимоотношениях и конфликтах, да вообще обо всём.


Вот герой Билл — широкий, почти квадратный, прочный, надёжный. Угловатое лицо Робин повторяет черты волка, в которого ей тоже предстоит превратиться. Вместо пуританского чепчика она натягивает охотничий капюшон. Что-то есть в ней от Робин Гуда, что-то — от сказочной принцессы. Всё рационально-рукотворное, разумеется, геометрично (город, военные колонны, решётки тюрьмы и клетки), испещрено вертикалями и горизонталями. Оранжевое море вольного леса пластически противопоставлено серому строгому прямоугольнику города, который расчерчен, как прописи в тетрадке, — никакой свободы. Лес же всегда закруглённый, с ветками-щупальцами, похож на живое существо. В самую природную из всех форму — в круг — замыкается ритуал исцеления и шапки волос дикой рыжей заклинательницы волков и её мамы, напоминающей матриархальную богиню. Против этих языческих волн и кудрей визуально выступают патриархальные тугие воротнички. Выходя на тропу войны, Робин тоже распускает волосы — охотница на волков сама становится волком.

Плоский мир у Мура — насыщенное деталями, цветами и узорами царство средневекового гобелена, витража или иконы — это всегда безопасный мир. Всё, чего касается магия, окрашивается в сложносоставной золотой, лес насыщен рыжим и оттенками цвета морской волны, а всё городское им в противовес — сизо-серое. Но как только цветов становится меньше, когда в изображение врывается резкая прямая перспектива — это означает угрозу и опасность. Ночная погоня за волчицей полна контрастов, холодный синий обведён красным контуром, огонь горит, словно кровь, а стрельчатые окна в страшном зале, где держат клетку с волчицей-мамой, напоминают острые пули какой-то войны почти уже нашего времени.


Истории, вероятно, не хватает объёма и человечной пронзительности, скажем, «Принцессы Мононоке» Миядзаки (несомненный источник вдохновения для Мура), где усталые люди, вырубающие лес, не противопоставлялись природной стихии, они, как и торжественно-божественный дух леса, тоже всего лишь хотели выжить. Может быть, довольно прямолинейная оппозиция природно-естественного, условно хорошего, и упорядоченно-рационального, условно плохого, не звучит в «Легенде о волках» слишком уж прямолинейно именно благодаря визуальной изобретательности.

Томму Муру удалось в «Тайне Келлс» создать маленькое, едва уловимое чудо, где странность повествования отзывалась странности Келлской книги и в конечном счёте — странности и загадке нашего мира. «Песнь моря», в свою очередь, не просто зарифмовала драму одной семьи с древней легендой — та словно бы проросла из неё, и легенда в какой-то момент обернулась назад, начала жить, прочно обосновавшись в этой скромной семейной истории. От такого неожиданного и одновременно неизбежного поворота — слёзы и мурашки. В новом фильме чуда всё же не случилось, по крайней мере смыслообразующего. Но визуальный язык и нарисованные миры Томма Мура — это всегда чудо само по себе: «Легенду о волках» невозможно не рассматривать, ею невозможно не наслаждаться.



Читайте также
Фильм «Мужчина и женщина: лучшие годы»: вернуться, чтобы помнили 
Компания Capella Film выпустила в российский прокат фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина: лучшие годы». Возвращение на экраны случайной истории любви с норма...
Фильм «Манк»: Дэвид Финчер играет в имитацию
4 декабря на Netflix вышел один из самых долгожданных фильмов года — чёрно-белый и биографический «Манк» о создании сцен...
Картина «Избави нас от лукавого» Хон Вон-чхана: ассасины в бегах
3 декабря компания «ПРОвзгяд» выпускает в широкий прокат фильм «Избави нас от лукавого» Хон Вон-чхана. До этого корейский режис...
Премьера фильма «Фассбиндер»: дом, который разрушил Вернер
В прокат выходит «Фассбиндер» — новая лента режиссёра Оскара Рёлера («Источники жизни», «Элементарные частицы»). Это картина о жизни знам...
Фильм «Грань времени»: есть только трип между прошлым и будущим
В прокате картина Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона. Имена режиссёров давно известны любителям неординарных и малобюджетных хорроров. Антон Фомочкин рас...
Премьера картины «Человек из Подольска»: и страшно, и смешно
26 ноября компания «ПРОвзгляд» выпускает в российский прокат режиссёрский дебют Семёна Серзина «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова. Максим...
Также рекомендуем
Музыкальный журналист и писатель Максим Семеляк рассказывает о документалке Тодда Хейнса.
До проката добрался режиссёрский дебют Блерты Башолли.
К середине марта в прокат постепенно возвращаются блокбастеры. Среди них — новая лента режиссёра Ильи Найшуллера «Никто»...
На Netflix вышел боевик «Ночь в раю» от сценариста фильма «Я видел дьявола». История про то, ка...
Музыкальный журналист и писатель Максим Семеляк рассказывает о документалке Тодда Хейнса.
До проката добрался режиссёрский дебют Блерты Башолли.
К середине марта в прокат постепенно возвращаются блокбастеры. Среди них — новая лента режиссёра Ильи Найшуллера «Никто»...
На Netflix вышел боевик «Ночь в раю» от сценариста фильма «Я видел дьявола». История про то, ка...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00