Моё воображаемое «Лето’85»: премьера фильма Франсуа Озона 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В прокате 19-й фильм трудоголика Франсуа Озона. «Лето’85» — история однополой подростковой любви, в которой есть место страсти, ревности, клише, странным обещаниям, истерикам, объятиям в тёмном кинозале и… смерти. Вера Гиренко рассказывает о том, что заставит зрителя досмотреть до конца этот, возможно, самый личный фильм Озона. 


Такими могли бы быть воспоминания, вызванные выцветшей, но по-прежнему яркой ретрофотографией лета 1985 года, проведённого на побережье Нормандии. Солнце, пляж, яхты, хиты «Bananarama» на местных дискотеках и, конечно, любовь, которая 16-летнему Алексису (Феликс Лефевр) помогла повзрослеть.

Впрочем, всё далеко не так безоблачно. С первых кадров Франсуа Озон добавляет в свой новый фильм тревожные триллер-аккорды. Зрителям сразу сообщают, что Алексис увлечён темой смерти и причастен к гибели своего капризного, но очаровательного 18-летнего друга Дэвида (Бенджамин Вуазен). Эта интрига способна удержать у экрана до конца сеанса. 


Приведшую к трагедии череду событий мы видим через флешбэки: чтобы оправдаться перед судом, Алексис должен вспомнить и записать всё произошедшее. Просьба уместная, ведь учитель лицея, помогающий в расследовании, убеждён, что у подростка есть незаурядный литературный талант. Да и сам Алексис считает, что пережитое станет не таким болезненным, если он сам себя превратит в персонажа рассказа. Так заявляет о себе главная тема «Лета’85» —  соотношение вымысла и реальности.

Тема для Озона не новая. К ней напрямую он обращался как минимум дважды. В «Бассейне» 2003 года речь идёт о навязчивой идее и терапевтической силе письма. В «В доме» 2012 года — о том, как не стать заложником придуманного сюжета. «Лето’85» развивает тему на материале любви.


Вымысел и реальность — это, возможно, главная антитеза каждого любовного переживания. Кого любишь: реального человека или образ, сложившийся в воображении? Какие события вспоминаешь: реальные или «дорисованные» в памяти? Кажется, что всё в «Лете’85» балансирует между этими двумя полюсами с очевидным «креном» в воображаемое. 

Флешбэки неопытного в любви Алексиса кажутся романтическим розовым сиропом, ещё пара миллиметров, и будет совсем непереносимо пошло. Вот Дэвид спасает Алексиса из перевернувшейся в море яхты, вот два пока ещё только друга катаются на американских горках в парке развлечений, а вот чувственная сцена, в которой юноши залечивают раны друг друга и становятся любовниками. И дальше — романтические клише: страстные поцелуи в кино, прогулки на яхте, поездки на мотоцикле… Главному герою предстоит избавиться от гнёта собственных представлений о том, что такое любовь: выйти из литературного сюжета в реальную жизнь, за образом «идеального принца» увидеть настоящего человека. 

Фильм насыщен музыкой, под которую танцевал режиссёр в юности. Это, в частности, песня «In Between Days» британской рок-группы The Cure, которая стала главным саундтреком фильма.  В основу сценария вошла книга, которую Озон прочитал в 17-летнем возрасте. Написанный британцем Эйденом Чемберсом в 1982 году роман «Станцуй на моей могиле» в своё время наделал много шума из-за своей на тот момент достаточно прогрессивной квир-тематики. По словам Озона, для него-подростка было откровением, что гомосексуальная любовь может быть описана как светлое чувство, а не порок, вызывающий чувство вины. Поэтому, возможно, «Лето’85» — самый личный фильм Франсуа Озона.

Читайте также
Картина «Гипноз» Тодоровского: обмани меня, если сможешь
В прокат вышла новая картина Валерия Тодоровского, то ли психологическая драма, то ли камерный триллер. Вместе с режиссёром в состояние «Гипноза» погрузился А...
Дорога в мой дом: дебют Филиппа Юрьева «Китобой»
Полнометражный дебют режиссёра Филиппа Юрьева «Китобой» получил главный приз в Венецианской программе Venice Days, а на «Кинотавре» — приз...
Картина «Падение»: где был Гондор, когда Вестфолд пал? 
Компания «Парадиз» выпустила в широкий прокат картину «Падение» — полнометражный дебют Вигго Мортенсена, известного широкой публике по роли Арагорна в трилоги...
Картина «Кто не спрятался»: сидите уж дома
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался». Максим Ершов рассказывает, как молод...
Картина «Пот» Магнуса фон Хорна: фитнес-блогеры тоже плачут
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная российская премьера. Картина «Пот» Магнуса фон Хорна о популярном фитнес-т...
Почему вам необходимо посмотреть сериал «Тед Лассо» прямо сейчас
2020-й близится к фееричному завершению, но уже понятно, что этот год мощно наступил на горло многим, а в дополнение уморительно сплясал на пепелище из наших...
Также рекомендуем
Компания «Вольга» выпускает в российский прокат фильм «Девушка, подающая надежды» — полнометражный режиссёрский деб...
Максим Ершов составил (кино)расписание из не самых очевидных фильмов-участников международных фестивалей. Семе...
Анастасия Сенченко посмотрела главный феминистский экшн этой осени, обновлённых «Ангелов Чарли» за авторством актри...
Новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина» — о том, как кино проникло в наши грёзы и сны и&nb...
Компания «Вольга» выпускает в российский прокат фильм «Девушка, подающая надежды» — полнометражный режиссёрский деб...
Максим Ершов составил (кино)расписание из не самых очевидных фильмов-участников международных фестивалей. Семе...
Анастасия Сенченко посмотрела главный феминистский экшн этой осени, обновлённых «Ангелов Чарли» за авторством актри...
Новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина» — о том, как кино проникло в наши грёзы и сны и&nb...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00