«Сердце пармы»: империя, которая держится на страхе, должна умереть

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Сердце пармы»

В прокат выходит исторический блокбастер Антона Мегердичева «Сердце пармы», экранизация одноимённого романа Алексея Иванова. Режиссёр «Метро» и «Движения вверх» рассказывает историю становления Великопермского княжества. О картине и имперских амбициях рассказывает Тимур Алиев.

Легендарный роман Алексея Иванова пытались экранизировать практически сразу после выхода в 2003 году. Уже через пару лет объявили, что это сделают «Централ Партнершип» и режиссёр «Бригады» Алексей Сидоров, но не срослось. После некоторого затишья к экранизации подступилась студия Star Media, специализирующаяся на историческом кино. Кресло режиссёра мог занять Сергей Бодров — старший, но из-за плотного графика отказался, сохранив позицию сценариста в проекте. Долгострой двинулся в путь и пришёл в пункт назначения уже совсем в другой России.

Кадр из фильма «Сердце пармы»

Вряд ли создатели предполагали, какой подтекст будет считываться в картине сегодня. История разворачивается во времена правления Ивана III (Фёдор Бондарчук). В далёкой от столицы Усть-Выми заправляет князь Ермолай (Александр Горбатов), статный и добродушный правитель, задумавший объединить земли.

Но вогулы (местный народ) не очень-то рады русским на своей родине. Их князь, хакан Асыка (Валентин Цзин), жаждет изгнать русичей силой оружия. Он не верит ни в дипломатию, ни в духов. Последней каплей становится кража у вогулов Золотой бабы — святыни язычников, которую похищают новгородские наёмники на службе Ермолая. Асыка нападает на Усть-Вымь, сжигает город и убивает князя. Чудом удаётся спастись воеводе Полюду (Сергей Пускепалис), сыну Ермолая Михаилу (Ярослав Белобородов) и юной пермской девушке Тиче (Милена Софронова).

Кадр из фильма «Сердце пармы»
Кадр из фильма «Сердце пармы»

Спустя несколько лет подросший Михаил (Александр Кузнецов) пытается быть правителем Чердыни. Но авторитета у него нет, Михаила никто не уважает, а за пацифистскую позицию молодого князя презирают. Юному правителю приходится быть между молотом и наковальней: с одной стороны Москва, которая «сильнее всех», с другой стороны племена вогулов во главе с Асыкой. В конечном счёте искусство дипломатии сойдётся с силой оружия, а регионы схлестнутся со столицей — в масштабной битве, которая смотрится как русский ответ «Игре престолов». Но в целом повествование фильма то и дело провисает, режиссёр не выдерживает событийного богатства первоисточника (отсюда значительное урезание романа, которое пошло отнюдь не на пользу полнометражному фильму). Возможно, проект изначально задумывался как сериал.


Избыток древнерусского духа в «Сердце пармы» идёт нога в ногу с фэнтези-составляющей, за которую отвечает Тиче — не то человек, не то ведьма-ламия. Образовав связь с древней богиней, дух которой обитает в Золотой бабе, Тиче становится пермской королевой-обольстительницей, женой Михаила.


Мегердичев, как и другие российские режиссёры, не может обойтись без объективации — актриса Елена Ербакова большую часть хронометража появляется в кадре полностью обнажённой. Словно её сила заключена исключительно в природной красоте, а не в колдовских навыках. Попытка Мегердичева обратить колониальный дискурс в сражение патриархата и матриархата (Матушки-природы в лице Тиче) терпит крах и приводит историю в тупик. За коварной привлекательностью женщины не кроется ни нетривиальный подтекст, ни какая-либо тайная сила. После одной из сцен, подчёркивающих двойственность женской натуры и вечные недоговоренности Тиче, зритель может усомниться и в искренности чувств Михаила и ведьмы-ламии.

Противостояние разрастающейся империи неизбежно связано с подавлением свободы малых народов. В кадре, конечно, не звучит определение пермяков как выдуманного народа, а Великопермское княжество никто не называет страной, обязанной монголо-татарскому игу. Но общий контекст легко считывается: если ты регион, то заткни рот, плати дань и не возмущайся — Москва сильнее, придёт и всё отберёт. Мир фильма «Сердце пармы» — это империя самодовольных патриархов: во главе царства (Иван III, Фёдор Бондарчук), в церкви (епископ Иона, Евгений Миронов) и в колонии (князь Михаил, Александр Кузнецов). Империя, которая должна умереть, ведь держится исключительно на силе страха.

Читайте также
«Телефон мистера Харригана»: послания с того света
Максим Ершов разбирается в необязательном и нестрашном, но трогательном фильме о не...
Драма «Исповедь»: инструкция по прощению
О том, каким получился режиссёрский дебют актёра Фрэна Кранца.
«Решение уйти»: сокрушительная нежность и спасительная страсть в детективе Пак Чхан-ука
В прокате новый фильм режиссёра «Служанки» и «Олдбоя».
«Не говори никому»: как семейная поездка обернулась страшной трагедией
Благими намериниями вымощена дорога в ад.
Фильм «Голиаф»: гул лопнувшего терпения
О библейском мотиве и венецианском успехе.
«Экспресс» Руслана Братова: железобетонный результат
Букмекерская контора и мечта в маленьком городе.
Также рекомендуем
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осе...
Ровно сорок лет назад вышел фильм «Человек-слон», вторая картина Дэвида Линча. Дмитрий Карпюк пытается разобраться, где...
Драматическая картина «Голубая лагуна» Рэндала Клайзера впервые была представлена 19 июня 1980 года в Лос-Андж...
Какой поолучилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осе...
Ровно сорок лет назад вышел фильм «Человек-слон», вторая картина Дэвида Линча. Дмитрий Карпюк пытается разобраться, где...
Драматическая картина «Голубая лагуна» Рэндала Клайзера впервые была представлена 19 июня 1980 года в Лос-Андж...
Какой поолучилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.

Последние новости

Ральф Маччио — обладатель новой звезды на «Аллее славы»
Которую установили рядом со звездой Пэта Мориты.
Режиссёр «Точки кипения» снимет «Энолу Холмс 3»
Приключения племяшки Шерлока продолжаются.
00:00