В прокат выходит исторический блокбастер Антона Мегердичева «Сердце пармы», экранизация одноимённого романа Алексея Иванова. Режиссёр «Метро» и «Движения вверх» рассказывает историю становления Великопермского княжества. О картине и имперских амбициях рассказывает Тимур Алиев.
Легендарный роман Алексея Иванова пытались экранизировать практически сразу после выхода в 2003 году. Уже через пару лет объявили, что это сделают «Централ Партнершип» и режиссёр «Бригады» Алексей Сидоров, но не срослось. После некоторого затишья к экранизации подступилась студия Star Media, специализирующаяся на историческом кино. Кресло режиссёра мог занять Сергей Бодров — старший, но из-за плотного графика отказался, сохранив позицию сценариста в проекте. Долгострой двинулся в путь и пришёл в пункт назначения уже совсем в другой России.
Вряд ли создатели предполагали, какой подтекст будет считываться в картине сегодня. История разворачивается во времена правления Ивана III (Фёдор Бондарчук). В далёкой от столицы Усть-Выми заправляет князь Ермолай (Александр Горбатов), статный и добродушный правитель, задумавший объединить земли.
Но вогулы (местный народ) не очень-то рады русским на своей родине. Их князь, хакан Асыка (Валентин Цзин), жаждет изгнать русичей силой оружия. Он не верит ни в дипломатию, ни в духов. Последней каплей становится кража у вогулов Золотой бабы — святыни язычников, которую похищают новгородские наёмники на службе Ермолая. Асыка нападает на Усть-Вымь, сжигает город и убивает князя. Чудом удаётся спастись воеводе Полюду (Сергей Пускепалис), сыну Ермолая Михаилу (Ярослав Белобородов) и юной пермской девушке Тиче (Милена Софронова).
Спустя несколько лет подросший Михаил (Александр Кузнецов) пытается быть правителем Чердыни. Но авторитета у него нет, Михаила никто не уважает, а за пацифистскую позицию молодого князя презирают. Юному правителю приходится быть между молотом и наковальней: с одной стороны Москва, которая «сильнее всех», с другой стороны племена вогулов во главе с Асыкой. В конечном счёте искусство дипломатии сойдётся с силой оружия, а регионы схлестнутся со столицей — в масштабной битве, которая смотрится как русский ответ «Игре престолов». Но в целом повествование фильма то и дело провисает, режиссёр не выдерживает событийного богатства первоисточника (отсюда значительное урезание романа, которое пошло отнюдь не на пользу полнометражному фильму). Возможно, проект изначально задумывался как сериал.
Избыток древнерусского духа в «Сердце пармы» идёт нога в ногу с фэнтези-составляющей, за которую отвечает Тиче — не то человек, не то ведьма-ламия. Образовав связь с древней богиней, дух которой обитает в Золотой бабе, Тиче становится пермской королевой-обольстительницей, женой Михаила.
Мегердичев, как и другие российские режиссёры, не может обойтись без объективации — актриса Елена Ербакова большую часть хронометража появляется в кадре полностью обнажённой. Словно её сила заключена исключительно в природной красоте, а не в колдовских навыках. Попытка Мегердичева обратить колониальный дискурс в сражение патриархата и матриархата (Матушки-природы в лице Тиче) терпит крах и приводит историю в тупик. За коварной привлекательностью женщины не кроется ни нетривиальный подтекст, ни какая-либо тайная сила. После одной из сцен, подчёркивающих двойственность женской натуры и вечные недоговоренности Тиче, зритель может усомниться и в искренности чувств Михаила и ведьмы-ламии.
Противостояние разрастающейся империи неизбежно связано с подавлением свободы малых народов. В кадре, конечно, не звучит определение пермяков как выдуманного народа, а Великопермское княжество никто не называет страной, обязанной монголо-татарскому игу. Но общий контекст легко считывается: если ты регион, то заткни рот, плати дань и не возмущайся — Москва сильнее, придёт и всё отберёт. Мир фильма «Сердце пармы» — это империя самодовольных патриархов: во главе царства (Иван III, Фёдор Бондарчук), в церкви (епископ Иона, Евгений Миронов) и в колонии (князь Михаил, Александр Кузнецов). Империя, которая должна умереть, ведь держится исключительно на силе страха.