«Малкольм и Мари»: девушка в завязке и режиссёр-нарцисс выясняют отношения

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На Netflix вышла чёрно-белая картина «Малкольм и Мари», в главных ролях — Джон Дэвид Вашингтон и Зендея, на этих именах актёрский состав ленты и заканчивается. Сэм Левинсон до этого успел уже убойно высказаться на тему беззащитности личной информации и современного лицемерия в своей картине «Нация убийц», теперь же режиссёр говорит об отношениях, роли автора, эмоциональной ущербности, кинематографе, творческих муках, «пустозвонстве» критиков — и всё в одном фильме-диалоге. Виолетта Власова рассказывает, что же случилось в паре «Малкольма и Мари» и о чём герои разговаривают на протяжении всей картины. 


Всё, что я скажу, не будет иметь значения, ведь свобода моих слов, мыслей, эмоций, переживаний заканчивается там, где начинается свобода слов, мыслей, эмоций и переживаний других. Зачем снимать эмоционально глубокий фильм, если всё, что увидит публика, — это политическое высказывание, чей-то gaze или сборник «аутентичных» авторских штучек? Какая разница, о чём автор делает фильм, о чём пишет кинокритик, если всё, что нами движет, — это комплекс власти, желание похвастаться витиеватым стилем и оригинальной картиной мира? Имею ли я право брать на себя роль говорящего, когда всё, что я из себя представляю, — это сборник рандомных мыслей?

Другими словами, вопросы, которые поднимает Сэм Левинсон в картине «Малкольм и Мари», — шедевр. К тому же они вписаны в тонкую драматургию отношений и весь фильм сражаются за первенство в психологически нестабильной гонке в замкнутом пространстве одного дома. 


Всё, что я напишу дальше, по словам героя Малкольма, — полная ересь. Что он ждёт от меня как автора? Сначала я сравню фильм с картиной Майкла Николса «Кто боится Вирджинии Вульф?», ведь «Малкольм и Мари» — это очевидный реверанс в сторону love/hate отношений героев Джорджа и Марты: театральный сеттинг в пространстве одного дома, чёрно-белая съемка, психологические «игрища» режиссёра-нарцисса (Джон Дэвид Вашингтон) и его девушки (Зендея). Дальше, конечно, стоит вспомнить некоммуникабельность Антониони — когда герои не могут договориться в рамках одного фильма, потому что им не позволяет ограниченность собственной психики. Весь фильм пропитан пессимизмом и ненавистью к пустозвонству кинокритики, которая всего лишь является деталью в механизме капитализма, какой бы высоколобой или нейтральной она ни была.

Малкольм и Мари возвращаются с вечеринки по поводу премьеры их фильма. Главная героиня частично списана с Мари, однако во время своей речи Малкольм забыл (или не захотел) поблагодарить свою девушку — с этого начинается спор, в который вплетаются проблемы их совместной жизни, общества в целом и киноиндустрии в частности. «Малкольм и Мари» — картина, полностью спродюсированная, от идеи до съёмок, во время пандемии COVID-19, отсюда и особая острота диалога героев о кино.


Перед нами пример радикально нездоровых отношений, в которых Малкольм озабочен своей работой, а Мари страдает от нехватки эмоциональной близости со своим партнёром. Всё, что их объединяет, — это мимолётные и едва заметные вспышки близости. Но даже здесь находится место для проблематизации современного положения киноиндустрии. Малкольм — это такой типичный film nerd: с достойным образованием и довольно привилегированным положением. Малкольма заботит то, что его кино воспринимают как политику в первую очередь, ведь «если ты темнокожий, любое твоё высказывание — это политика». Ему недостаточно сравнения со Спайком Ли и Барри Дженкинсом, он хочет — с Уильямом Уайлером. Мари, девушка в «завязке» и с несколькими депрессивными эпизодами в резюме (амплуа Зендеи из «Эйфории»), конечно, в тирадах Малкольма о судьбах кинематографа темнокожих видит только нездоровое эго партнера — с ней сложно не согласиться. Но главное — ей плевать на то, каким вышел фильм, её заботит только подлинность эмоций, а фальшь автора, которая известна героине, не позволяет ей отделить опыт просмотра от собственного. «Я не знаю, кто такой Уильям Уайлер», — да и зачем его знать, если он ещё и мешает здоровой динамике в их отношениях? И действительно, так ли это важно, кто снял «Римские каникулы», когда и сам фильм постепенно из популярной культуры переносится в дневники киномана? 

Малкольм, будучи погружённым в вымышленный мир, эмоционально выключен из отношений с девушкой. Точно так же авторское кино сегодня — это в какой-то степени игра со «своей атмосферой», которая доступна очень ограниченному числу людей. Есть ли в этой игре какой-то смысл? Вопрос открытый. В противостоянии главных героев, которые эмоционально зависимы друг от друга, смысла точно мало, но именно в этой борьбе они находят свежие чувства друг к другу. Возможно, это и есть разгадка. 


Читайте также
«Раскопки» с Маллиган и Файнсом: фильм для любителей английской литературы
На Netflix вышла картина «Раскопки», в главных ролях Кэри Маллиган и Рэйф Файнс. Это сентиментальная экранизация книги, основанной на&n...
Триллер «Дьявол в деталях» Джона Ли Хэнкока: закон и беспорядок
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщик из Техаса выпустил картину «Дья...
«Охотник на монстров» Пола Андерсона: «Смертельная битва» в «Обители зла» 
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, режиссёра, подарившего нам «Смертельную битву», «Обитель зла» и в довесок фи...
Мультфильм «Душа» Пита Доктера: «Великое До» и «Великое После»
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступил Пит Доктер, подаривший нам такие ан...
Фильм «Девушка, подающая надежды»: живой труп и месть
Компания «Вольга» выпускает в российский прокат фильм «Девушка, подающая надежды» — полнометражный режиссёрский дебют шоураннера 2-го сезона сериала «Уби...
«Самый счастливый сезон»: меньше знаешь — крепче спишь
«Самый счастливый сезон» — романтическая комедия о  паре, которой по закону жанра придётся проверить свою любовь на прочность, но без надрыва...
Также рекомендуем
Анастасия Сенченко посмотрела главный феминистский экшн этой осени, обновлённых «Ангелов Чарли» за авторством актри...
Тимур Алиев рассказывает о трогательном и психоаналитичном «Прощании» Лулу Ванг, которое у нас рекламирую...
В 1970 году агенты ФБР задумали немыслимую «дерзость»: скинуть с пьедестала пять мафиозных семей, главы к...
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москв...
Анастасия Сенченко посмотрела главный феминистский экшн этой осени, обновлённых «Ангелов Чарли» за авторством актри...
Тимур Алиев рассказывает о трогательном и психоаналитичном «Прощании» Лулу Ванг, которое у нас рекламирую...
В 1970 году агенты ФБР задумали немыслимую «дерзость»: скинуть с пьедестала пять мафиозных семей, главы к...
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москв...

Последние новости

Хаяо Миядзаки попал в список 100 влиятельнейших людей года по версии TIME
Вслед за почётной «Пальмовой ветвью» для студии Ghibli.
Шоураннер «Людей Икс '97» объяснил концовку пятой серии
Сценарист хотел добиться максимального шока.
00:00