Драма «Исповедь»: инструкция по прощению

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российских кинотеатрах спустя полтора года после мировой премьеры выходит «Исповедь» — драматическая история о родителях, чьи дети погибли в школьном шутинге. О том, каким получился режиссёрский дебют актёра Фрэна Кранца («Хижина в лесу»), рассказывает Тимур Алиев.

В подсобном помещении епископальной церкви встречаются две супружеские пары. Всем четверым непросто смотреть друг другу в глаза. В обеих семьях произошла трагедия — погиб ребёнок. Но есть нюанс: сын Ричарда (Рид Бирни) и Линды (Энн Дауд) был инициатором школьного шутинга, а сын Джея (Джейсон Айзекс) и Гейл (Марта Плимптон) — одной из жертв.


Встреча происходит спустя несколько лет после трагического происшествия. Кажется, что время лечит и обе пары смирились с потерей. Но, возможно, это глубинное заблуждение — этот тезис, помимо прочего, Кранц берётся исследовать в фильме.


Душевные раны у обеих пар не заживают; первое время они стараются сдерживать эмоции и не скатываться в осуждение, но всему есть предел — боль провоцирует агрессию, диалог переходит на крик. «Исповедь» — кино крайне минималистичное. По сути почти два часа четыре героя не покидают одну-единственную локацию. Диалоги, снятые «восьмёркой», чередуются с мимолётными крупными планами деталей пространства.

Кадр из фильма «Исповедь»
Кадр из фильма «Исповедь»

Уместно ли сравнивать смерть убийцы и его жертвы? С одной стороны, каждая жизнь бесценна, но субъективное восприятие Джея и Гейл накладывает на это суждение совсем иную трактовку — их сын пострадал от действий одноклассника-психопата, и точка. Впрочем, в буре эмоций и ругани выясняются важные детали: мальчики вовсе не учились в одном классе и даже не были знакомы, что несколько оттеняет мотивацию стрелка (в конце концов, помимо сына Джея и Гейл пострадали и другие дети).

Фрэн Кранц аккуратно и планомерно добирается до глубин человеческой психики, поражённой травмой. Копая один слой памяти за другим, — вытаскивая таким образом наружу болезненные воспоминания о жизни и взрослении обоих погибших мальчиков — режиссёр будто бы поднимается «над схваткой», позволяя зрителям посмотреть на последствия со стороны. Кранцу удалось не примерять на себя роль морального камертона; в «Исповеди» не будет социальной подоплёки, кинематографист не начнёт выносить вердикт прогнившему обществу или занимать сторону в вечном американском споре о доступе к оружию для граждан США.

Кадр из фильма «Исповедь»
Кадр из фильма «Исповедь»

В первую очередь перед нами история о людях, которые учатся слышать, переживают горе утраты и пытаются следовать Божьим заповедям (читай: не судите, да не судимы будете). Наблюдать их терзания и робкие попытки слушать противоположную сторону крайне болезненно (нервы всех четверых накалены до предела), но по-человечески необходимо — вероятно, «Исповедь» станет для многих терапевтическим снадобьем, столь нужным в наше тяжёлое время. Да, школьные шутинги в России происходят не так часто, как в США, но необходимость тщательного наблюдения за подростками, которые могут решиться на радикальные поступки, — то, что объединяет наши мироощущения.

Ближе к финалу картины происходит долгожданная трансформация; лента Кранца не пытается обмануть зрительские ожидания и подкинуть сюжетные твисты. Не в сценарных изысках сила местной драматургии, а в актёрских работах исполнителей главных ролей. Наиболее яркий момент «Исповеди» — когда рациональное уступает место чувственному. Попытки прояснить детали произошедшего ведут спор двух супружеских пар в тупик; в определённый момент логика уступает место эмпатии, сопереживанию чужой боли. Кажется, обе пары пришли на встречу именно ради этого.


В этой истории не будет правых и виноватых, как и в любой подобной трагедии. И режиссёр, следуя этому принципу, не выносит в финале какой-либо вердикт. Жизни всех важны, и в этом, возможно, спорном тезисе кроется не сочувствие к убийце, а понимание далеко не идеального социума, допустившего трагедию. От родителей, которые не замечали замкнутость сына, и одноклассников, решивших не докладывать взрослым об интересе мальчика к оружию, до учителей и социальных служб, не забивших тревогу в тот момент, когда всё можно было предотвратить.


Если и снимать истории о школьных шутингах в любой стране мира, то такие, как «Исповедь». Это кино без моральных наставлений и осуждений, наглядно демонстрирующее оцепенение и горе простых людей, переживающих боль утраты. Боль, которую далеко не все способны пережить.

Читайте также
«Решение уйти»: сокрушительная нежность и спасительная страсть в детективе Пак Чхан-ука
В прокате новый фильм режиссёра «Служанки» и «Олдбоя».
«Не говори никому»: как семейная поездка обернулась страшной трагедией
Благими намериниями вымощена дорога в ад.
Фильм «Голиаф»: гул лопнувшего терпения
О библейском мотиве и венецианском успехе.
«Экспресс» Руслана Братова: железобетонный результат
Букмекерская контора и мечта в маленьком городе.
Тело в неволе: в прокате «Кэт» Бориса Акопова
Выпускник ВГИКа решил рассказать о тёмной стороне эскорт-услуг.
«С любовью и яростью» Клер Дени: что делать женщине, если…
Максим Ершов рассказывает, почему не впечатлился новой работой Дени.
Также рекомендуем
На закате новогодних праздников в российский прокат вышел фильм Гэбриела Рэнджа «Дэвид Боуи. Челове...
Сейчас немного найдётся людей, равнодушных к истории Мальчика, Который Выжил. Фильмы о Гарри Поттере можно пе...
На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая...
Катя Загвоздкина рассказывает про полнометражный дебют ученицы Сергея Соловьёва.
На закате новогодних праздников в российский прокат вышел фильм Гэбриела Рэнджа «Дэвид Боуи. Челове...
Сейчас немного найдётся людей, равнодушных к истории Мальчика, Который Выжил. Фильмы о Гарри Поттере можно пе...
На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая...
Катя Загвоздкина рассказывает про полнометражный дебют ученицы Сергея Соловьёва.

Последние новости

Евро-2024 в России покажут «Матч ТВ» и Okko
Чемпионат Европы пройдёт в Германии.
В иной оптике: фильмы об американцах и европейцах в Азии
Вспоминаем фильмы, в которых жители Запада оказываются на таинственном Востоке.
Появился первый взгляд на драму «Это не я»
Премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале.
00:00