Рецензия на мюзикл «Эмилия Перес»: и целого тела мало

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Эмилия Перес», промо: Netflix

На Netflix вышел один из главных фильмов года — «Эмилия Перес» Жака Одиара. Этот мультикультурный проект снят французом, сыгран американкой доминиканского происхождения, мексиканкой испанского происхождения и американкой с мексиканскими корнями. Мировая премьера ленты состоялась на родной для Одиара французской земле — в рамках 77-го Каннского кинофестиваля, откуда она увезла две награды: коллективный приз за лучшие работы актрис (оценили всех трёх) и приз жюри. Кинокритик Елена Зархина рассказывает о кино, в котором, подобно разнообразию паспортов участников процесса, намешано так много, чтобы сказать… чуть меньше.

Рита (Зои Салдана) — адвокатесса-идеалистка, работающая в команде более прославленного юриста в Мексике. Ночами она корпит над судебными речами, которые утром будет зачитывать начальник, забирающий себе всю славу и успех. Однажды Риту похищают, чтобы сделать предложение, от которого ей будет сложно отказаться: крупнейший главарь местного наркокартеля Манитас (Карла Гаскон) годами вынашивает план о смене пола (трансгендерный переход запрещён в России), чтобы безопасно выйти из криминального бизнеса. О помощи Манитас просит добропорядочную Риту, так как положиться на кого-то ещё в этом порочном мире — денег, наркотиков и смертей — он не может. Рита за обещание внушительного гонорара, способного подарить ей жизнь вдали от корыстных начальников-лицемеров, находит для Манитаса врача, новые документы и план «побега», включающий в себя имитацию его смерти и необходимость оставить позади жену Джесси (Селена Гомес) и любимых сыновей.

Спустя четыре года Манитас, которого теперь зовут Эмилия Перес, вновь находит праздно живущую в Лондоне Риту и просит о новой услуге. Эмилия возвращается в Мексику, чтобы быть ближе к детям, по которым смертельно соскучилась: выдаёт себя за их тётю и приглашает сыновей с Джесси переехать под её крышу. Но у Джесси после затяжного вдовьего горя начала налаживаться личная жизнь с Густаво (Эдгар Рамирес). Эмилия тоже встретила свою родственную душу, но не желает делить сыновей с кем бы то ни было. Так начинается противостояние между Эмилией и Джесси, не подозревающей о том, кто «спрятан» в теле хозяйки дома.

А Эмилия, мечтавшая о новой судьбе, внутренне осталась неизменна — это всё ещё грубый человек, привыкший подчинять других своей воле.

Карла Гаскон и Зои Салдана в фильме «Эмилия Перес», кадр: Netflix

«Эмилия Перес» родилась из одноимённого либретто Жака Одиара, задуманного им под впечатлением от рассказа «Слушать» французского журналиста и писателя Бориса Разона, вышедшего в 2018 году, хотя на первый взгляд фильм и книга имеют мало общего. Разон написал историю о герое, который, запершись в микроавтобусе, разъезжает по улицам Парижа и с помощью специального устройства перехватывает чужие звонки. Так он проникает в личное пространство случайных прохожих, узнаёт их тайны и мечты. В числе последних оказался персонаж, который впоследствии сменит прописку — переберётся из фильма Разона в фильм Одиара. Этот герой — крупный наркоторговец, желающий сделать переход.

Одиар ухватился за персонажа, сделав его центрообразущим в своём произведении. А следом так очаровался утверждённой на роль Перес Гаскон, что решил превратить либретто в фильм. «Эмилия Перес» — кино подчёркнуто жанровое, при этом не задерживающееся ни в одной категории. Первая часть фильма напоминает пронзительную драму в духе оскароносной чилийской «Фантастической женщины» о самоидентификации людей, оказавшихся живыми аномалиями для своего окружения. Однако уже в следующем акте лента превращается в комичный мюзикл: каждый второй диалог оборачивается песней с танцами (все композиции написала французская исполнительница Camille, а хореографию поставил Дамьен Джале). Градация этих музыкальных номеров тоже неожиданная: от надрывных арий о личной боли до почти анекдотичных постановок с обнажёнными ягодицами на хирургических столах.

Селена Гомес (в центре) в фильме «Эмилия Перес», кадр: Netflix

Следом это уже семейная мелодрама о бывших супругах, пытающихся отрефлексировать свой брак. Но стоит зрителю перенастроиться, как жанр преображается в социальную драму о бессилии властей и массовом похищении людей в Мексике. Неравнодушные Эмилия и Рита открывают общественную организацию, направленную на поиск похищенных. Что удивительно, ведь всего несколько лет назад Перес была частью не решения, а проблемы, избавляясь от всех неугодных. Ближе к финалу лента Одиара совершает новый жанровый разворот — набрав скорости, проносится перед нами остросюжетным боевиком с погонями и перестрелками.


Вероятно, у другого режиссёра подобное жанровое изобилие с танцами, песнями и горькими слезами рассыпалось бы на мелкие осколки ещё на середине пути. Но только не у Одиара: постановщик ловко жонглирует элементами истории, сохраняя ее целостность за счет собственного драйва.

Одного лишь факта цельности конструкции недостаточно, если внутри она полая. А «Эмилия Перес» — кино до смешного простое при всей его фееричности и отваге.

Зои Салдана в фильме «Эмилия Перес», кадр: Netflix

Отвлекаясь на многое, оно лишается чёткого фокуса, как и книга Бориса Разона, напоминающая многоголосый хор, возникающий из фонового белого шума. Хотя сложно отрицать заслуженность полученных «Эмилией Перес» наград в Каннах: фильму очень повезло с актёрским составом, а второй приз от жюри лишь констатирует очевидное — новая работа Одиара всё же бьёт в сердце. Это большой сюжет, расплескавший положенную ему глубину, — и в то же время чувственное кино, которому не хватило собранности. Но как арт-манифест или сложный аудиовизуальный перформанс фильм работает прекрасно. Во многом потому, что Одиар, отрицая режиссёрскую манеру традиционного кино, находит свой авторский голос — и он оказывается сильнее и значимее всего остального.

Читайте также
Рецензия на хоррор «Улыбка 2»: сделай счастливое лицо
Поп-звезда на грани нервного срыва.
«Лихие»: сеанс токсичной маскулинности от Юрия Быкова, или очередной сериал про 1990-е
Рассказываем о первых сериях новой криминальной саги известного режиссёра.
Рецензия на триллер «Еретик»: квест в поисках веры
Религиозный триллер с поп-культурными отсылками.
Марш в невесомости: рецензия на драму «Вечная зима»
«Два гаража, квартира трёшка, дача, машина — хорошо живём».
Рецензия на сериал «Пингвин»: король подземного Готэма
История восхождения среднего игрока к вершинам криминального мира.
Рецензия на драму «Дайте шоу»: как нельзя снимать про культуру насилия
Почему совместный проект «Иви» и Kion оказался неудачным.
Также рекомендуем
Проверка актёров на прочность и беспощадная работа с коллективной памятью.
Виктор Непша проштудировал иностранную прессу о кино и выбрал самое интересное: про «Зелёного Рыцаря» (конечно), походы...
В апреле вышла целая обойма новых сериалов, которым можно уделить время на длинных майских выходных. В тр...
Виктор Непша старательно отобрал всё самое интересное из зарубежной прессы за вас. Коронавирус (куда же без него), кино...
Проверка актёров на прочность и беспощадная работа с коллективной памятью.
Виктор Непша проштудировал иностранную прессу о кино и выбрал самое интересное: про «Зелёного Рыцаря» (конечно), походы...
В апреле вышла целая обойма новых сериалов, которым можно уделить время на длинных майских выходных. В тр...
Виктор Непша старательно отобрал всё самое интересное из зарубежной прессы за вас. Коронавирус (куда же без него), кино...

Последние новости

Трагикомедия Джесси Айзенберга «Настоящая боль» выйдет онлайн под Новый год
Сценарий Айзенберга и роль Кирана Калкина мчатся к «Оскару».
Джуд Лоу получил звезду на «Аллее славы»
Актёр поблагодарил своих родителей за статус кинозвезды.
00:00