На Netflix вышел один из главных фильмов года — «Эмилия Перес» Жака Одиара. Этот мультикультурный проект снят французом, сыгран американкой доминиканского происхождения, мексиканкой испанского происхождения и американкой с мексиканскими корнями. Мировая премьера ленты состоялась на родной для Одиара французской земле — в рамках 77-го Каннского кинофестиваля, откуда она увезла две награды: коллективный приз за лучшие работы актрис (оценили всех трёх) и приз жюри. Кинокритик Елена Зархина рассказывает о кино, в котором, подобно разнообразию паспортов участников процесса, намешано так много, чтобы сказать… чуть меньше.
Рита (Зои Салдана) — адвокатесса-идеалистка, работающая в команде более прославленного юриста в Мексике. Ночами она корпит над судебными речами, которые утром будет зачитывать начальник, забирающий себе всю славу и успех. Однажды Риту похищают, чтобы сделать предложение, от которого ей будет сложно отказаться: крупнейший главарь местного наркокартеля Манитас (Карла Гаскон) годами вынашивает план о смене пола (трансгендерный переход запрещён в России), чтобы безопасно выйти из криминального бизнеса. О помощи Манитас просит добропорядочную Риту, так как положиться на кого-то ещё в этом порочном мире — денег, наркотиков и смертей — он не может. Рита за обещание внушительного гонорара, способного подарить ей жизнь вдали от корыстных начальников-лицемеров, находит для Манитаса врача, новые документы и план «побега», включающий в себя имитацию его смерти и необходимость оставить позади жену Джесси (Селена Гомес) и любимых сыновей.
Спустя четыре года Манитас, которого теперь зовут Эмилия Перес, вновь находит праздно живущую в Лондоне Риту и просит о новой услуге. Эмилия возвращается в Мексику, чтобы быть ближе к детям, по которым смертельно соскучилась: выдаёт себя за их тётю и приглашает сыновей с Джесси переехать под её крышу. Но у Джесси после затяжного вдовьего горя начала налаживаться личная жизнь с Густаво (Эдгар Рамирес). Эмилия тоже встретила свою родственную душу, но не желает делить сыновей с кем бы то ни было. Так начинается противостояние между Эмилией и Джесси, не подозревающей о том, кто «спрятан» в теле хозяйки дома.
“ А Эмилия, мечтавшая о новой судьбе, внутренне осталась неизменна — это всё ещё грубый человек, привыкший подчинять других своей воле.
«Эмилия Перес» родилась из одноимённого либретто Жака Одиара, задуманного им под впечатлением от рассказа «Слушать» французского журналиста и писателя Бориса Разона, вышедшего в 2018 году, хотя на первый взгляд фильм и книга имеют мало общего. Разон написал историю о герое, который, запершись в микроавтобусе, разъезжает по улицам Парижа и с помощью специального устройства перехватывает чужие звонки. Так он проникает в личное пространство случайных прохожих, узнаёт их тайны и мечты. В числе последних оказался персонаж, который впоследствии сменит прописку — переберётся из фильма Разона в фильм Одиара. Этот герой — крупный наркоторговец, желающий сделать переход.
Одиар ухватился за персонажа, сделав его центрообразущим в своём произведении. А следом так очаровался утверждённой на роль Перес Гаскон, что решил превратить либретто в фильм. «Эмилия Перес» — кино подчёркнуто жанровое, при этом не задерживающееся ни в одной категории. Первая часть фильма напоминает пронзительную драму в духе оскароносной чилийской «Фантастической женщины» о самоидентификации людей, оказавшихся живыми аномалиями для своего окружения. Однако уже в следующем акте лента превращается в комичный мюзикл: каждый второй диалог оборачивается песней с танцами (все композиции написала французская исполнительница Camille, а хореографию поставил Дамьен Джале). Градация этих музыкальных номеров тоже неожиданная: от надрывных арий о личной боли до почти анекдотичных постановок с обнажёнными ягодицами на хирургических столах.
Следом это уже семейная мелодрама о бывших супругах, пытающихся отрефлексировать свой брак. Но стоит зрителю перенастроиться, как жанр преображается в социальную драму о бессилии властей и массовом похищении людей в Мексике. Неравнодушные Эмилия и Рита открывают общественную организацию, направленную на поиск похищенных. Что удивительно, ведь всего несколько лет назад Перес была частью не решения, а проблемы, избавляясь от всех неугодных. Ближе к финалу лента Одиара совершает новый жанровый разворот — набрав скорости, проносится перед нами остросюжетным боевиком с погонями и перестрелками.
Вероятно, у другого режиссёра подобное жанровое изобилие с танцами, песнями и горькими слезами рассыпалось бы на мелкие осколки ещё на середине пути. Но только не у Одиара: постановщик ловко жонглирует элементами истории, сохраняя ее целостность за счет собственного драйва.
Одного лишь факта цельности конструкции недостаточно, если внутри она полая. А «Эмилия Перес» — кино до смешного простое при всей его фееричности и отваге.
Отвлекаясь на многое, оно лишается чёткого фокуса, как и книга Бориса Разона, напоминающая многоголосый хор, возникающий из фонового белого шума. Хотя сложно отрицать заслуженность полученных «Эмилией Перес» наград в Каннах: фильму очень повезло с актёрским составом, а второй приз от жюри лишь констатирует очевидное — новая работа Одиара всё же бьёт в сердце. Это большой сюжет, расплескавший положенную ему глубину, — и в то же время чувственное кино, которому не хватило собранности. Но как арт-манифест или сложный аудиовизуальный перформанс фильм работает прекрасно. Во многом потому, что Одиар, отрицая режиссёрскую манеру традиционного кино, находит свой авторский голос — и он оказывается сильнее и значимее всего остального.