В российский прокат вышел боевик «Немая ярость» — новая работа гонконгского мастера жанра Джона Ву. Главная фишка картины — практически полное отсутствие диалогов. Юлия Салихова рассказывает, каким получилось возвращение культового азиатского режиссёра в Голливуд.
«Немая ярость» — полноценный камбэк легенды гонконгских боевиков Джона Ву на американский рынок. Это первый за двадцать лет голливудский фильм режиссёра после «Часа расплаты». Последними работами постановщика «Наёмного убийцы», «Круто сваренных» и «Без лица» были высокобюджетные исторические эпики в Китае. Над новым проектом мастера в числе прочих работали продюсеры «Джона Уика». Главную роль сыграл шведский актёр Юэль Киннаман, наиболее известный по двум частям «Отряда самоубийц» и сериалу «Видоизменённый углерод».
Спусковым крючком для развития сюжета становится случайная смерть ребёнка: невинный мальчик погибает в ходе гангстерских разборок. Убитый горем отец пускается в погоню за вооружёнными бандитами и получает выстрел в горло. Врачам удаётся извлечь пулю, но из-за повреждения связок герой теряет голос. После выхода из больницы немая ярость заглушает здравый смысл: мужчина решает отомстить за смерть сына.
Сама по себе идея кровавой мести стандартна для большинства боевиков. Фокус нового проекта Джона Ву не в этом. «Немая ярость» привлекает внимание необычным концептом — в фильме почти нет диалогов. История рассказана преимущественно с помощью визуала и музыки. Благодаря грамотному монтажу повествование не вызывает вопросов, понять сюжет можно даже без звука.
Вместо слов герои общаются через сообщения и записки. Кроме того, на фоне то и дело звучит радио или полицейская волна. При этом молчание главного героя обусловлено сюжетно — после пулевого ранения в шею он лишился возможности говорить. А вот со стороны других персонажей сознательный отказ от разговоров выглядит немного странно. Понятно, что подобный ход сделан из художественных соображений, но смотрится всё же несколько неправдоподобно. Более того, сама концепция бессловесного кино выдыхается довольно быстро. Не то чтобы фильму так нужны были диалоги, просто без них моментами становится скучно. Ситуацию спасает зрелищный экшен, но его ещё нужно дождаться.
После бодрой сцены погони в начале добрую половину фильма герой методично готовится к осуществлению плана мести: изнуряет себя тренировками, учится стрелять в тире, тестирует экстремальное вождение. На становление персонажа выделена едва ли не большая часть хронометража. Неудивительно, ведь новоявленный мститель — самый обычный парень без должной физической подготовки и опыта кровавой работы.
Повествование то и дело прерывают флешбэки об утраченной семейной идиллии — то ли для более чёткой формулировки мотивации героя, то ли в угоду драматизму. Беда в том, что как исследование боли утраты лента вообще не работает: взаимоотношения отца и сына не вызывают ровным счётом никаких эмоций. Потеря коннекта героя с женой тоже не слишком цепляет. Драматургия в боевике, впрочем, не самое главное. Тем удивительнее решение создателей фильма растрачивать минуты на неубедительную попытку нарисовать психологический портрет скорбящего папаши.
Зато экшен здесь на высоком уровне. Фанаты жанра и поклонники Джона Ву оценят. Режиссёр не растерял талант и демонстрирует мастерство постановки. Погони, драки, взрывы, перестрелки — всё это выглядит весьма эффектно. Сюжетно фильм получился несколько старомодным, но визуальный стиль постановщика отвечает современным стандартам. На этот раз Ву даже попытался сделать экшен более реалистичным, чем в своих прошлых работах.
«Немая ярость» — крепкое жанровое кино, которое порадует фанатов режиссёра. Несмотря на клишированный сюжет и довольно слабенькую драматургию, с развлекательной частью фильм вполне справляется. Большего от гонконгского мастера экшена, возможно, и не требуется.