«Раскопки» с Маллиган и Файнсом: фильм для любителей английской литературы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На Netflix вышла картина «Раскопки», в главных ролях Кэри Маллиган и Рэйф Файнс. Это сентиментальная экранизация книги, основанной на реальных событиях, о поиске драгоценностей, спрятанных в земле. Но сами раскопки, конечно, в этой ленте не самое важное. Прописные истины, которые не будет лишним повторить и проговорить ещё раз, точечно включены в неспешное и медитативное повествование. Дмитрий Карпюк рассказывает о картине и о том, чем подкупает фильм Саймона Стоуна. 


Великобритания конца 30-х годов. Археолог-самоучка и астроном Бэйзил Браун (Рэйф Файнс) приезжает в усадьбу недавно овдовевшей миссис Эдит Притти (Кэри Маллиган) в поместье Саттон-Ху — его рекомендовали как специалиста, хоть и с тяжёлым характером. На территории её усадьбы возвышаются несколько курганов, и миссис Притти думает, что в них может быть погребено сокровище. Когда-то она сама хотела стать археологом, но забота о больном отце перечеркнула все её планы. Немного поспорив насчёт оплаты и получив пару помощников, сутулый и замкнутый, но любящий и знающий своё дело Браун начинает копать. За время работы он успевает подружиться с любознательным и милым сыном своей работодательницы, маленьким Робертом, и вызвать у Эдит уважение своей скромностью и эрудицией. Когда Браун находит захороненный англосаксонский корабль VI века, новости облетают округу, и вот уже к миссис Притти приезжает целая делегация — профессиональный и заносчивый археолог (колоритный Кен Стотт из «Хоббита» и «Неглубокой могилы») со свитой. Роющихся в земле людей иногда отрывает от работы рёв низко проносящихся английских истребителей. Война с Германией уже на носу, и совсем скоро по радио прозвучит голос Черчилля с новостями о всеобщей мобилизации.


Чуть убаюкивающая своей старомодной неспешностью ретро-драма Саймона Стоуна поставлена по книге Джона Престона, в основе которой лежит реальная история его тёти. Золотые украшения, найденные в погребальном корабле на её участке, до сих пор находятся в Британском музее и носят название «находка Саттон-Ху». Литературная основа чувствуется и в диалогах, адаптированных сценаристкой Мойрой Буффини («Джейн Эйр»), и в сценах наблюдения за рекой и колышущейся травой, с любовью снятых оператором Майком Или. Файнс уже снимался в подобных аккуратных экранизациях у Энтони Мингеллы («Английский пациент») и Стивена Долдри («Чтец»). Впрочем, в отличие от этих картин, «Раскопки» Netflix лишены громкой поступи оскаровского номинанта — от фильма веет скорее уютной необязательностью и сдержанностью, которую оценят любители английской литературы. 

Маллиган и в особенности Файнс создают убедительные психологические портреты своих героев, аутсайдеров, объединённых азартом поиска. Приятно и то, что сюжет обманывает ожидания зрителей — напрашивающийся роман между Эдит и женатым Бэйзилом так и не случается. Зато есть параллельная любовная линия между кузеном миссис Притти Рори (Джонни Флинн, недавно сыгравший молодого Боуи) и женой одного из археологов Пегги (Лили Джеймс из ненужного ремейка «Ребекки» того же Netflix). Переживания и волнения симпатичных героев хоть и начинаются на исходе первого часа фильма, но несколько оживляют долгое копошение в земле и глине. 

Но в большей степени, чем любви, фильм посвящён смерти и попытке её заговорить. Мало того, что у героини Маллиган больное сердце и она регулярно посещает могилу мужа, — пока герои фильма тщательно раскапывают древнее захоронение, в реку вдруг падает потерявший управление британский самолёт. Пилот гибнет, в очередной раз напоминая людям о бренности всего сущего. Что вверху, то и внизу; костлявой одинаково подвластны земля и небо. Поэтому, когда юный Роберт Притти отправляется с мамой в космос на отрытом из недр веков корабле, это не кажется просто детской игрой. Пусть это воображаемое путешествие, но только воображение и может примирить с неотвратимым концом.

При некоторой сентиментальности в фильме просто говорится о важных вещах, и этим он скорее подкупает. Смерть — это не конец, если ты остаёшься в чьей-то памяти. Жизнь слишком коротка, чтобы не рискнуть и не сделать то, что вам по-настоящему хочется. Пусть подобные размышления звучат иногда в духе откровений Форреста Гампа — это не делает их менее верными или искренними.


Читайте также
Триллер «Дьявол в деталях» Джона Ли Хэнкока: закон и беспорядок
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщик из Техаса выпустил картину «Дья...
«Охотник на монстров» Пола Андерсона: «Смертельная битва» в «Обители зла» 
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, режиссёра, подарившего нам «Смертельную битву», «Обитель зла» и в довесок фи...
Мультфильм «Душа» Пита Доктера: «Великое До» и «Великое После»
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступил Пит Доктер, подаривший нам такие ан...
Фильм «Девушка, подающая надежды»: живой труп и месть
Компания «Вольга» выпускает в российский прокат фильм «Девушка, подающая надежды» — полнометражный режиссёрский дебют шоураннера 2-го сезона сериала «Уби...
«Самый счастливый сезон»: меньше знаешь — крепче спишь
«Самый счастливый сезон» — романтическая комедия о  паре, которой по закону жанра придётся проверить свою любовь на прочность, но без надрыва...
Снимок, скальпель, два шприца: в прокате комедия «Не лечи меня»
Не успели отшуметь «Хандра» и остыть «Огонь», а в российский прокат уже выходит новый фильм с Иваном Янковским — комедия «Н...
Также рекомендуем
Под конец года в российский прокат выходит, пожалуй, самый странный этого года фильм — «Зеленее травы», режиссёр...
28 июня 1963 года в  издании The New York Times вышел текст Босли Краузера о картине Андрея Тарковского «Иваново де...
Не «Пистолетом» Дэнни Бойла единым.
В прокате картина Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона. Имена режиссёров давно известны любителям неординарных и мало...
Под конец года в российский прокат выходит, пожалуй, самый странный этого года фильм — «Зеленее травы», режиссёр...
28 июня 1963 года в  издании The New York Times вышел текст Босли Краузера о картине Андрея Тарковского «Иваново де...
Не «Пистолетом» Дэнни Бойла единым.
В прокате картина Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона. Имена режиссёров давно известны любителям неординарных и мало...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00