На Netflix вышла картина «Раскопки», в главных ролях Кэри Маллиган и Рэйф Файнс. Это сентиментальная экранизация книги, основанной на реальных событиях, о поиске драгоценностей, спрятанных в земле. Но сами раскопки, конечно, в этой ленте не самое важное. Прописные истины, которые не будет лишним повторить и проговорить ещё раз, точечно включены в неспешное и медитативное повествование. Дмитрий Карпюк рассказывает о картине и о том, чем подкупает фильм Саймона Стоуна.
Великобритания конца 30-х годов. Археолог-самоучка и астроном Бэйзил Браун (Рэйф Файнс) приезжает в усадьбу недавно овдовевшей миссис Эдит Притти (Кэри Маллиган) в поместье Саттон-Ху — его рекомендовали как специалиста, хоть и с тяжёлым характером. На территории её усадьбы возвышаются несколько курганов, и миссис Притти думает, что в них может быть погребено сокровище. Когда-то она сама хотела стать археологом, но забота о больном отце перечеркнула все её планы. Немного поспорив насчёт оплаты и получив пару помощников, сутулый и замкнутый, но любящий и знающий своё дело Браун начинает копать. За время работы он успевает подружиться с любознательным и милым сыном своей работодательницы, маленьким Робертом, и вызвать у Эдит уважение своей скромностью и эрудицией. Когда Браун находит захороненный англосаксонский корабль VI века, новости облетают округу, и вот уже к миссис Притти приезжает целая делегация — профессиональный и заносчивый археолог (колоритный Кен Стотт из «Хоббита» и «Неглубокой могилы») со свитой. Роющихся в земле людей иногда отрывает от работы рёв низко проносящихся английских истребителей. Война с Германией уже на носу, и совсем скоро по радио прозвучит голос Черчилля с новостями о всеобщей мобилизации.
Чуть убаюкивающая своей старомодной неспешностью ретро-драма Саймона Стоуна поставлена по книге Джона Престона, в основе которой лежит реальная история его тёти. Золотые украшения, найденные в погребальном корабле на её участке, до сих пор находятся в Британском музее и носят название «находка Саттон-Ху». Литературная основа чувствуется и в диалогах, адаптированных сценаристкой Мойрой Буффини («Джейн Эйр»), и в сценах наблюдения за рекой и колышущейся травой, с любовью снятых оператором Майком Или. Файнс уже снимался в подобных аккуратных экранизациях у Энтони Мингеллы («Английский пациент») и Стивена Долдри («Чтец»). Впрочем, в отличие от этих картин, «Раскопки» Netflix лишены громкой поступи оскаровского номинанта — от фильма веет скорее уютной необязательностью и сдержанностью, которую оценят любители английской литературы.
Маллиган и в особенности Файнс создают убедительные психологические портреты своих героев, аутсайдеров, объединённых азартом поиска. Приятно и то, что сюжет обманывает ожидания зрителей — напрашивающийся роман между Эдит и женатым Бэйзилом так и не случается. Зато есть параллельная любовная линия между кузеном миссис Притти Рори (Джонни Флинн, недавно сыгравший молодого Боуи) и женой одного из археологов Пегги (Лили Джеймс из ненужного ремейка «Ребекки» того же Netflix). Переживания и волнения симпатичных героев хоть и начинаются на исходе первого часа фильма, но несколько оживляют долгое копошение в земле и глине.
Но в большей степени, чем любви, фильм посвящён смерти и попытке её заговорить. Мало того, что у героини Маллиган больное сердце и она регулярно посещает могилу мужа, — пока герои фильма тщательно раскапывают древнее захоронение, в реку вдруг падает потерявший управление британский самолёт. Пилот гибнет, в очередной раз напоминая людям о бренности всего сущего. Что вверху, то и внизу; костлявой одинаково подвластны земля и небо. Поэтому, когда юный Роберт Притти отправляется с мамой в космос на отрытом из недр веков корабле, это не кажется просто детской игрой. Пусть это воображаемое путешествие, но только воображение и может примирить с неотвратимым концом.
При некоторой сентиментальности в фильме просто говорится о важных вещах, и этим он скорее подкупает. Смерть — это не конец, если ты остаёшься в чьей-то памяти. Жизнь слишком коротка, чтобы не рискнуть и не сделать то, что вам по-настоящему хочется. Пусть подобные размышления звучат иногда в духе откровений Форреста Гампа — это не делает их менее верными или искренними.