В конкурсной программе 32-го фестиваля «Окно в Европу» в Выборге состоялась премьера криминальной драмы «Наступит лето» с Микитой Вороновым и Марком Эйдельштейном. Каким получился полнометражный дебют режиссёра Кирилла Султанова, рассказывает Мария Севидова.
Это лето наступает как «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, продолжается как «Тайная история» Донны Тартт и заканчивается как библейская притча о раскаянии [вставьте своё название]. Никита (Микита Воронов) в попытке сбежать от ошибок прошлого переезжает в Москву и подрабатывает на частной ферме. Очень скоро ему выпадает шанс через давнего приятеля познакомиться с хозяином особняка Дэном (Марк Эйдельштейн) и, что называется, влиться в тусовку. Поддерживать дружбу с богатым «принцем» оказывается крайне выгодно и вместе с тем смертельно опасно.
Новичок со стажем Кирилл Султанов уже заслужил репутацию многообещающего режиссёра за короткие метры «Ишим» и «Май нулевого». Для большого дебюта ученик Алексея Попогребского и Павла Бардина собрал дрим-тим из таких же амбициозных актёров, которым пришло время заявить о себе или раскрыться с неожиданной стороны. Так, Марк Эйдельштейн профессионально отыграл отчаявшегося Майкла Корлеоне, а фирменная хрипотца Марлона Брандо досталась персонажу-посреднику Егору (Арсений Каверзин). Дополнил актёрский состав опытный Кирилл Кяро в роли следователя с двойным дном. Настоящий прорыв случился у Микиты Воронова, который показал всем, что может вывезти полуторачасовую психологическую драму практически без реплик. При этом «Наступит лето» — первая главная роль Микиты в полнометражном кино.
Если считать, что чёрно-белая картинка проникла в фильм из классических нуаров, то сработала как полагается — на противопоставление категорий добра и зла. Вечно хорошей и вечно в беде остаётся соседка Никиты с нестабильным ментальным здоровьем Саша (Тина Стойилкович). Сам Никита в новой компании получает прозвище Иуда и попадает в серую зону: в нём сочетаются и грешник, и праведник. Дэн же, судя по имени, является почти что демонической сущностью — покровителем власти, денег и насилия. Есть и «роковая блондинка» с годаровской независимостью Анжелика (Ксения Гусева), ставшая катализатором напряжения между назваными братьями.
Заход в полижанр дал возможность поиграть с отсылками и метафорами, преимущественно библейскими или поп-культурными (вспомнить хотя бы подражание картине «Тайная вечеря» и разгон про якобы недооценённую франшизу «Голодные игры»). Из детектива «Десять негритят» Агаты Кристи в сюжет залетели приём с постепенным исчезновением героев и символические фигурки (в данном случае — игрушечные солдатики). Только здесь пятеро ребят втянуты в своеобразную проверку на дружбу, доверие и властолюбие, которую выдерживают не все.
Что выделяет фильм из всей конкурсной программы «Окна в Европу» — так это сосредоточенность на форме и стиле. Амбивалентность Никиты постоянно подчёркивается отражениями во всех доступных окнах и зеркалах. Заваленные ракурсы и авангардистские светопредставления погружают зрителя в очень субъективное, сновидческое и немного мистическое пространство. Воздух в кадре грамотно заполнен: дымом, уличными шумами, хрустом непонятной еды. Работу можно пожурить за искусственность, но она и не претендует на реальность, за некоторые вычурные диалоги, но тут оказывается важнее тишина. Даже танец Никиты и Саши выполнен в традициях странного Йоргоса Лантимоса — без музыки.
Несомненно, для одних «Наступит лето» будет любовью с первого взгляда, для других — случайной встречей. Однако трудно не заметить, как громко съёмочная группа заявляет с экрана о своём потенциале. Этот триумф молодости если не радует, то как минимум внушает спокойствие за будущее отечественной киноиндустрии и дарит надежду, что лето всё-таки наступит.
Мария Севидова, Мастерская Ивана Кудрявцева
Куратор текста — Сусанна Альперина