На HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Пусть говорят» — запутанная разговорная драма о непростом воссоединении трёх подруг, на старости лет решивших отправиться в путешествие на трансатлантическом лайнере, чтобы разобраться в себе и закрыть нерешённые проблемы. Елена Ганьшина рассказывает о картине, которую Содерберг снял, катаясь в инвалидной коляске по палубе лайнера. Всё так и было, почти.
Нью-Йорк, осень 2019-го. Фильм начинается с привычного для Содерберга приёма — закадрового голоса главной героини Элис Хьюз на вступительных титрах:
«О Боже, должен существовать способ лучше описать вещи, по-новому расположить слова, использовать слова, чтобы перенести вас в место за пределами слов. Должен быть».
Героиня Мерил Стрип Элис — известная писательница, лауреат Пулитцеровской премии, интеллектуалка и просто выдающаяся личность.
Элис находится в творческом тупике. Много лет назад она написала книгу о крахе брака одной женщины, которая стала бестселлером и легла в основу множества экранизаций. Поклонники Элис десятилетия жаждут продолжения истории, но сама писательница успела возненавидеть своё произведение. За что именно возненавидеть — разгадать причину зрителю придётся самому.
На встрече со своим новым литературным агентом Карен (Джемма Чан), которая, кажется, не читала ни одной книги Элис, они обсуждают приглашение героини на вручение престижной литературной награды Footlage Prize, что в переводе иронично означает «Незначительный приз». Премия настолько престижна, что вручается за выдающиеся литературные достижения и далеко не каждый год. Но Элис поехать не может, ведь она не летает на самолетах. Карен предлагает альтернативный вариант: совместить важную поездку с приятным путешествием и отправиться в Англию на люксовом трансатлантическом лайнере Queen Mary 2.
Элис соглашается при условии, что с собой в поездку она пригласит нескольких гостей: своего племянника Тайлера (Лукас Хеджес) и двух подруг со времён колледжа: Сьюзан (Дайан Уист) и Роберту (Кэндис Берген), с которыми она не виделась лет 30.
За семь дней поездки в изоляции от внешнего мира героиням предстоит о многом поговорить, многое выслушать, достать все свои скелеты из шкафа и попытаться разобраться в себе. Так же, как и для Исака Борга в бергмановской «Земляничной поляне», для которого становится жизненно необходимым отправиться за наградой не на самолете, а на машине, чтобы совершить путешествие по своему прошлому, героиням эта поездка необходима, чтобы отпустить прошлые обиды и найти возможность жить дальше. Ощутить течение времени и принять то, что дружба, которая, казалось, должна быть до гроба, закончилась.
«Я думаю, мы предаём людей, которых любим больше всего, потому что от них мы ожидаем всепрощения», — признаётся Роберте Элис, чью историю жизни и секреты писательница положила в основу своего главного романа. «Я любила тебя, когда ты была просто Эл», — отвечает ей на прощание Роберта.
Сценарий к фильму написала известная 70-летняя американская писательница Дебора Эйзенберг. Она давно хотела написать историю о женщинах в возрасте, чтобы показать их настоящими. Рассказать, что даже на закате жизни люди продолжают нуждаться в любви и признании, в заботе и прощении, в движении вперёд. «Сегодня, в этот самый день, когда мы прожили большую часть наших жизней мы должны продолжать эту битву? Когда нам осталось так мало времени?» — реагирует Сьюзан, на очередной конфликт Элис и Роберты.
Сценарий фильма больше походил на план действий, которому следовала съёмочная команда фильма. Актёры точно знали, что должны чувствовать их герои, но в большинстве случаев им предоставлялась свобода, что говорить и как говорить.
Содерберг — режиссёр, который не боится экспериментов и умеет работать в абсолютно разных жанрах. Свою карьеру он начал в 1989 году с эротической драмы «Секс, ложь и видео» о новом отношении к сексуальности. Разговорный фильм, в котором не было секса, никто не верил, но он получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, собрал кассу в 20 раз больше своего бюджета и изменил американское независимое кино. В дальнейшем Содерберг снял и культовую криминальную трилогию «Друзья Оушена», и фильм-катастрофу, предвосхитившую время, «Заражение», и экспериментальную драму «Ландромат», в которой персонажи ломают четвёртую стену, а главным героем становится понятие «оффшор».
«Пусть говорят» был снят за две недели путешествия на лайнере среди реальных пассажиров и с минимумом съёмочной техники. Содерберг сам снимал фильм, сидя с камерой в инвалидной коляске вместо долли-тележки, а между съёмками монтировал его в своей каюте. Он точно понимал, что снимает, несмотря на большое количество импровизации в кадре.
Мастерски переплетая сюжетные линии героев между собой, он смог создать не просто драму о воссоединении старых друзей, а фильм-головоломку, где зритель вместе с героями ищет ответы на вопросы: что произошло между героинями 30 лет назад? Есть ли правда в их словах? Какая мотивация у персонажей? Изменила ли эта поездка их жизнь?
И, как оно зачастую бывает в жизни, единого ответа на эти вопросы не существует: зритель может лишь догадываться и выстраивать предположения, счастливый ли финал у этой истории или нет.
Нам кажется, что вполне счастливый.