К середине марта в прокат постепенно возвращаются блокбастеры. Среди них — новая лента режиссёра Ильи Найшуллера «Никто». Тимур Алиев — о русской мафии в фильме, традициях боевиков 30-летней давности и умеренном экшене.
Главный герой американской картины Ильи Найшуллера — аудитор Хитч, работающий на безликом заводе. Персонаж не имеет ни амбиций, ни целей в жизни. Его мало что заботит, он почти не общается ни с женой, ни с детьми. Супруга ежедневно выпивает кофе раньше него, мусоровоз уезжает быстрее, чем он успевает закинуть контейнер с отходами. Кажется, жизнь буквально «обгоняет» героя. Вокруг ничего не меняется и словно никогда не изменится.
Поворотным событием в череде серых будней становится ограбление. Двое бандитов врываются в дом к Хитчу, но не находят ничего, чем могли бы поживиться. «Вся наличка на карте, у нас нечего брать», — оправдывается герой, смотря в дуло пистолета (как позже выяснится, не заряженного). Горе-взломщики снимают часы с его запястья и забирают пару баксов из вазы вместе с браслетом, который очень дорог дочери Хитча. В потасовке зарабатывает синяк под глазом сын главного героя — позже он упрекнёт отца за упущенную возможность «вырубить» одного из бандитов.
«Я бы действовал по-другому», — то ли констатирует, то ли плохо скрывает упрёк один из полицейских, приехавших после ограбления. Несколько лет назад такую же мысль высказал исполнителю главной роли Бобу Оденкёрку реальный коп — сценарий «Никто» основан на событиях, которые произошли в доме актёра. Идея долго жила в голове Оденкёрка, пока он не поделился ею с продюсерами, а те не вышли на сценариста Дерека Колстада (тогда он уже написал истории первых частей франшизы «Джон Уик») и на Илью Найшуллера (им очень понравился его клип на трек «For The Kill» для группы Biting Elbows, одним из вокалистов которой является сам Илья).
Дабы сразу отмести параллели с «Джоном Уиком», стоит уточнить: история Колстада не базируется на мифе об абсолютном герое. Времена не те — у мира есть и Супермен, и Чудо-женщина, и Киану Ривз (как в кино, так и в видеоиграх). «Никто» — история, обращённая к мужчинам среднего достатка из мира одноэтажной Америки, которых хотя бы раз в жизни терзала мысль: «Как защитить свою семью? На что я в действительности готов, если что-либо произойдёт с ними?» В юности этих же людей триггерил «Бойцовский клуб» Финчера — Паланика с его «копией, снятой с копии», — «Никто», в сущности, такая же «копия», снятая одновременно со всего сразу.
Сценаристы подарили персонажу тёмное прошлое, связанное со спецслужбами. Он вынужден скрывать — информацию и смертоносные навыки — от близких людей. Когда-то Хитч был одним из профессиональных убийц на службе у дяди Сэма. Решив завязать, вернулся к нормальной жизни. Но ряд обстоятельств — в частности, поиск дорогого для ребёнка браслета и желание восстановить справедливость, преподав урок горе-бандитам, — приводят к срыву. «Сол Гудман» в главной роли смотрится как влитой: идея вручить вчерашнему адвокату в руки ствол и пару бомб, включив фоном «What a Wonderful World» Армстронга, реализована блестяще.
С русским постановщиком в это кино приходит и русская мафия. Короткое камео Александра Паля (его дебютная роль в американском кино) и большая роль главного мафиози-социопата в исполнении Алексея Серебрякова — заслуга Найшуллера, отстоявшего каст на «ковре» у продюсеров. Серебряков — настоящее украшение фильма. Жестокий безумец и в то же время поклонник изобразительного искусства, развешивающий на стенах полотна Ван Гога и Ренуара, его персонаж Юлиан Кузнецов держит бандитский «общак», в свободное время танцует под хит начала 90-х «Бухгалтер» Алёны Апиной и убивает молчаливых бандосов за их косой взгляд.
Найшуллер намеренно отходит от избитых клише, от которых, кажется, устали и на Западе. Никакого русского олигархата (Юрий Омович) или торговли оружием на постсоветском пространстве (Юрий Орлов), никаких параллелей с ядерной державой (Андрей Сатор) или обид на неё (Иван Ванко). Вместо набивших оскомину образов — харизматичный и непредсказуемый Кузнецов. Вместо квадратного бугая, не способного и двух слов связать — африканец-эфиоп Павел в качестве «правой руки» и камео лидера группировки «Ленинград» Сергея Шнурова, отлетающего в стену от выстрела Кристофера Ллойда, который будто прилетел в кино Найшуллера на своей DeLorean.
«Никто» в целом выглядит как кино голливудское, при этом фильм в большей степени зацепит скорее российскую аудиторию. Лента — словно клубок параллелей на все хиты, которые Найшуллер, вероятно, засмотрел до дыр на VHS-кассетах. Пока украинцы отвечают Сухорукову за «Севастополь» в картине Балабанова, Оденкёрк делает из подручных средств ворох ловушек — экс-киллер готовится ко встрече с русской братвой (прямо как Данила, делающий обрез в заброшенной высотке, слушающий в плеере «Наутилус Помпилиус»). Финальное сражение — с невнятной мотивацией, продумывать которую у авторов, видимо, не было сил, — превращается в феерический симбиоз комедии «Один дома», блэксплотейшна «Шафт» и индонезийского «Рейда». Пули свистят, гранаты летят, а потом семье Хитча, у которого уже зажили раны, понадобится новый дом — главное, чтобы с большим подвалом.