Семья остаётся главной темой в азиатском кино, флагманским мотивом для триллеров и фильмов ужасов. Тот же недавний корейский триумфатор «Паразиты» — это мультижанровая история о семье и о том, как в неё вторгаются чужаки. Вот и дебютантка Сон Вон-пхён, кинокритик и писательница, начинает свой путь в большое кино с триллера, сюжет которого строится вокруг простой идеи: тот, кто владеет семейными тайнами, получает власть распоряжаться жизнями. Анастасия Сенченко рассказывает, какой получилась картина «Незваный гость» (в прокате с 6 августа).
Сюжет
Архитектор Со Джин (Ким Му-ёль) одержим идеей при помощи гипноза отыскать в своей памяти образ водителя, который сбил его жену и скрылся с места преступления несколько лет назад. Но гипнотические трипы раз за разом выбрасывают его к другой давней травме. Со Джин видит себя маленьким мальчиком в парке развлечений, в котором он когда-то потерял свою шестилетнюю сестру. Девочку так и не нашли, а убитые горем родители не смогли или не захотели объяснить Со Джину и самим себе, что их сын ни в чём не виноват. Главный герой и сам не умеет выстраивать важные разговоры с детьми — он зачем-то врёт своей дочери, что мама уехала в Канаду. Со Джин разрывается между карьерой, ребёнком и престарелыми родителями, но внезапный телефонный звонок враз меняет всё — его сестра Ю Джин нашлась, спустя 25 лет.
Со Джин не успел оглянуться, как красивая подозрительная незнакомка (Сон Джи-хё) начала хозяйничать в их доме: дочь её обожает, родители то и дело рыдают от счастья, а мать и того хлеще заявляет: это высшие силы забрали у них невестку, чтобы вернуть им дочь, которую они отчаялись найти. Герой в одночасье чувствует себя лишним, но подозревает, что на самом деле лишняя здесь его чудом найденная сестра. Её возвращение больше напоминает вторжение, и, не веря тесту ДНК, Со Джин начинает собственное расследование.
Книга Сон Вон-пхён vs фильм Сон Вон-пхён
Этот сюжет — экранизация романа-бестселлера Сон Вон-пхён. Успех книги вдохновил её написать сценарий и самой сесть в режиссёрское кресло. Получился триллер в фирменных финчеровских тонах, в котором обезумевший вконец брат, как герой «Бойцовского клуба», носится по городу, где в любом прохожем ему видится им же созданный враг. А сестра, будто героиня «Исчезнувшей», ловко творит и на ходу перекраивает историю. Но тем не менее кажется, будто что-то создатели упустили, по всей видимости, на стадии написания сценария, и сюжет, перенесённый на экран, стал напоминать детскую страшилку.
Сон Джи-хё в роли незваной гостьи фантастически играет зло, которое не осознаёт, что оно зло. Её Ю Джин, спонтанная психопатка с улыбчиво-безумным взглядом, на крупных планах часто будто бы даже физически начинает походить на безумную Вилланель из «Убивая Еву» в исполнении Джоди Комер. Но уже в следующей сцене лёгкость внезапно испаряется и сменяется театральным коварством.
Хороший актёр Ким Му-ёль («Гангстер, коп и дьявол», «Ночь воспоминаний», «Северная пограничная линия») оказывается в неудобном положении — ему нужно играть возрастающую паранойю в ситуации, где всё предельно ясно с самого начала. Его семья, полицейские, психиатр и коллеги по работе — все, как в притче о волшебной воде, в одночасье сошли с ума. Получилась перевёрнутая с ног на голову версия «Ребёнка Розмари», только если в классическом фильме Полански речь идёт о понятном сговоре, в котором у всех были свои причины отрицать очевидное, то в «Незваном госте» залог успеха Ю Джин — магическое везение.
Кровные враги
Но есть в «Незваном госте» одна очень важная интрига. Главный герой всеми силами пытается доказать всем вокруг, что девушка — не его сестра. Он пытается связаться с приютом, найти какие-либо следы её прошлой жизни, расспрашивает про приёмных родителей — всё лишь бы уличить героиню в обмане. Ведь чужак — значит враждебный, но что, если эта гостья действительно его сестра? Вторжение в семью — самодостаточный сюжет для триллера, а вот сама мысль, что родная кровь желает тебе зла, — мотив практически невозможный. Распутав все бутафорские узлы в этой истории, фильм неожиданно элегантно обходится с темой кровного родства. Кто бы мог подумать, что можно ещё более зловеще (нежели в своё время Стивен Кинг) увязать вместе исчезновение детей, воздушный шарик и чувство вины. В финале Ю Джин будто в сражении с Пеннивайзом борется со своей главной травмой и подаёт с экрана отличный пример, как выйти из этого сражения победителем.
Кому смотреть: преданным поклонникам триллеров Финчера и корейского кинематографа
Кому смотреть не стоит: тем, кто из корейского кино смотрел только «Паразитов»