4 апреля в прокат выходит «Предчувствие» — картина-участница прошлогодних кинофестивалей в Венеции и Нью-Йорке. Это нестандартная история про двух влюблённых, чьи чувства испытывают на прочность пространство и время. Кинокритик Елена Зархина рассказывает про фильм, который не стесняясь заимствует стиль двух главных мистиков современного авторского кино и двух Дэвидов: Линча и Кроненберга.
К 2044 году учёные сумели добиться невероятного прогресса: с помощью бесхитростных манипуляций каждый желающий может очистить собственную ДНК (а с ней и воспоминания о прошлых жизнях), чтобы таким образом избавиться от лишних чувств и тревог. Процедура работает без осечек и оказывается бессильна только в отношении 0,7 % страждущих забыть вечное сияние чистого разума и былой любви.
Главные герои Габриэль (Леа Сейду) и Луи (Джордж Маккей), не сговариваясь, соглашаются на эксперимент — и так начинается их путешествие по прошлым жизням, где они неизменно встречаются. Кажется, что их сближение неизбежно, а отношения предрешены самой судьбой.
Но Габриэль терзается смутным предчувствием того, что должно произойти нечто ужасное. И, возможно, источником опасности является тот единственный человек, с которым её настойчиво сводит фатум.
Снял и написал «Предчувствие» (а также поучаствовал в создании саундтрека к нему) Бертран Бонелло («Сен-Лоран. Стиль — это я»), а на главные роли изначально позвал Леа Сейду и Гаспара Ульеля, с которыми уже работал прежде. Но Ульель трагически погиб в начале 2022 года, и постановщику не оставалось ничего иного, как позвать на роль Луи другого актёра, а ушедшему из жизни Ульелю в финальном титре посвятить картину, которая вся про бессмертие любви.
Леа Сейду же в проект попала, продолжая странствовать по загадочным и футуристическим мирам: от прошлогодних «Преступлений будущего» Дэвида Кроненберга и недавней второй «Дюны» Дени Вильнёва до «Предчувствия» Бонелло. В фильме последнего её героине предоставляется удивительная возможность прожить не одну, но сразу несколько жизней из разных эпох и континентов. В одной она супруга французского дворянина, в другой — жительница безликого мира будущего с опустевшими улицами и звенящей тишиной. А в третьей — начинающая актриса, покоряющая Голливуд и присматривающая за чужим роскошным особняком в Лос-Анджелесе.
Герой Джорджа Маккея Луи тоже сменяет множество обличий и характеров: где-то он порядочный господин и утончённый джентльмен, а в другой реальности — обезумевший от личной несостоятельности инцел, представляющий опасность для женщин.
Бертран Бонелло раскладывает своё произведение на множество глав, как большой роман (да и есть где размахнуться — фильм длится почти два с половиной часа), в котором жанры, как и жизни героев, сменяют друг друга. Сам постановщик, не скрывая, признаёт, что это «история, следующая по стопам творчества Дэвида Линча и Дэвида Кроненберга». И узнаваемого из творчества не только упомянутых авторов, но и, например, Чарли Кауфмана с его нетленным «Вечным сиянием чистого разума» в «Предчувствии» достаточно. Каждый оставил в фильме свой след, хотя в основе сюжета новелла Генри Джеймса, которую Бонелло вольно адаптировал под собственные творческие цели, не все из которых удаётся считать и понять.
До выхода в российский прокат картина успела поколесить по свету: от юбилейного 80-го Венецианского кинофестиваля до 61-го кинофестиваля в Нью-Йорке. И если на первом смотре работа французского исследователя экзистенциальной пустоты затерялась в числе более громких премьер, участие в Нью-Йорке помогло проекту приблизиться к своему потенциальному зрителю.
«Предчувствие» — кино сложное, намеренно неспешное и очень запутанное. Это головоломка для эстетов и ценителей сюжетов-лабиринтов. Если вы входите в их число, лента вам, скорее всего, понравится. В ней есть сдержанность серьёзного произведения и бескомпромиссность дебюта, хотя Бонелло — опытнейший кинематографист с почти 30-летней карьерой за плечами.
А ещё это очень нестандартная история любви, в которой светлое чувство смешивается с нашими тёмными страхами и сильнейшими тревогами обо всём на свете.
Бонелло представляет встречу двух одиноких сердец как катастрофу с непредсказуемым финалом: у неё всегда повышенный уровень опасности, но если всё сделать правильно, есть шанс на более-менее утешительный хеппи-энд.
Кажется, что в 2024 году говорить о любви иначе не представляется возможным, а значит, и видение французского постановщика многим покажется близким и понятным. Ведь то, что любовь — неуправляемая стихия, мы знали давно. А то, что она ещё и отменяет смерть и только лишь собой удерживает хрупкий мир, по-настоящему узнали лишь недавно.