«Подельники»: в гостях у страшной сказки

Кадр из фильма «Подельники»
Кадр из фильма «Подельники»

В российский прокат вышел дебют документалиста Евгения Григорьева — морозный триллер «Подельники». В небольшом сельском поселении зимой происходит убийство, известно даже имя преступника, но после преступления не приходит наказание. Максим Ершов рассказывает о редком для России парадоксальном и в то же время укоренённом в традициях уральских народов жанровом фильме.

В село Кын Пермского края, в занесённую снегом родную уральскую глухомань, возвращается молодой человек Петя (Юра Борисов). Он бывший биатлонист (представляют его как члена олимпийской сборной, сам он смущается и каждый раз говорит, что это неправда), а на деревне хочет не только быть физруком в школе, но и открыть детскую спортивную школу. Вместе с ним приехала жена декабриста Настя (Лиза Янковская). Морозными вечерами местные жители не расстаются с бутылкой, пьют в гордом одиночестве или в весёлой компании. Однажды на таких посиделках местный криминальный авторитет подшофе Витька Людоед (Павел Деревянко) убивает художника Сашу (Константин Балакирев). Витька подставляет брата с особенностями развития, а сам выходит сухим из воды. В деревне все прекрасно знают, кто настоящий преступник, но помалкивают во избежание неприятностей. У убитого художника остались жена и 10-летний сын Илья (Ярослав Могильников). Мальчик хочет отомстить Витьке и заключает пари с новым физруком: Илья будет ходить на тренировки по биатлону, а взамен тренер поможет ему устранить обидчика.

Кадр из фильма «Подельники»

«Подельники» — игровой дебют документалиста Евгения Григорьева. Среди наиболее известных его работ — «Про рок» о новом поколении уральских музыкантов и «Хенд Мейд» о людях разных профессий, которых объединяет физический труд. Григорьев уже объявил, что из отснятого на съёмочной площадке материала собирается сделать документальный фильм. В основе «Подельников» лежит его личная история. Впервые о готовящейся картине стало известно ещё в 2011-м. Премьера фильма состоялась спустя 10 лет — в конкурсе «Кинотавра».

На прошлогоднем сочинском фестивале, наиболее известном и престижном смотре российского кино, показали сразу пять картин с Юрой Борисовым («Подельники», «Герда» и «Капитан Волконогов бежал» — в конкурсе, «Мама, я дома» и «Купе номер 6» — вне конкурса). Математические шансы на приз им. Олега Янковского за лучшую мужскую роль были высоки, но награду получил другой актёр из «Подельников» — Павел Деревянко. Образ Витьки Людоеда также принёс ему премию «Белый слон» за лучшую мужскую роль второго плана. Никогда прежде у Деревянко в фильмографии не было столь ярких и инфернальных персонажей. А ведь изначально Людоеда должен был сыграть Евгений Ткачук, который прекрасен в амплуа обаятельного гопника. Стоит только вспомнить картину «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов».

Кадр из фильма «Подельники»
Кадр из фильма «Подельники»

По завязке можно подумать, что Григорьев снимает триллер или детектив. Может быть, физрук и сын жертвы будут собирать улики против убийцы. Или другой вариант: вместе они будут тщательно прорабатывать план мести, а затем зрители увидят осуществление их задумки. Третий: пока официальные органы власти бездействуют, необычной парочке приходится брать правосудие в свои руки. Подобные жанровые задатки в «Подельниках», конечно, есть, но этим картина не ограничивается, она глубже и диковиннее устроена. Противостояние персонажей Борисова и Деревянко — и вовсе примета морозного вестерна. Спорят они за сердце Насти, а также за право быть главным авторитетом на селе.

Режиссёра интересует жизнь закрытого общества, в котором время словно бы остановилось. В селе есть участковый, но он фигура скорее номинальная, для общения с официальной властью и составления не очень правдоподобных отчётов о происшествиях в деревне. Общинный строй предполагает решение всех вопросов по понятиям. Зачастую они кажутся первобытными. Например, дикарством видится убийство за обидное оскорбление.

Кадр из фильма «Подельники»

Людоед стоит особняком, он медведь-шатун, других таких нет. Не зря несколько раз режиссёр проводит параллели между преступником и тотемным животным. Такова уж его природа, звериная, ничего с ним не сделаешь. Либо в лес прогонишь, либо привыкнешь к его бесчинствам. С таким положением вещей не согласен только Илья. То ли устал от местных порядков, то ли в силу возраста ещё не успел проникнуться уральскими порядками.

За исключением Витьки Людоеда, в картине представлены три пласта героев: местные жители, которых уже ничем не удивишь, физрук Петя, который помнил о здешних законах, но старался их забыть, и его жена Настя, которая находится в состоянии перманентного ужаса от пермского первобытно-общинного строя (слово «дичь» непроизвольно вырывается у неё по разным поводам, это разом и констатация положения, и приговор). Именно её глазами мы наблюдаем за разворачивающейся среди снега странноватой драмой. В девушке, да и в её муже, борются два желания: сбежать отсюда куда подальше и прирасти к этому месту корнями. Третьего не дано. Бороться с системой нет никаких сил, к тому же в деревне процветает культура замалчивания. В этой мёрзлой земле у людей атрофировались многие чувства: сострадание, милосердие и даже гордость с самоуважением.

Кадр из фильма «Подельники»

История о мести, прощении и всеобщем молчании для Григорьева второстепенна. Он задаётся вопросом, откуда всё это пошло, как здесь сложились такие порядки. Главные достопримечательности деревни — полуразрушенная церковь на пригорке и памятник Ленину. Стоят они друг напротив друга, но не вступают в противоречие. Прибавьте к этому тюремные законы (а часть местных жителей отбывает наказание в местах лишения свободы) и дохристианские уральские верования, и вот уже и у вас голова пойдёт кругом.

За блатной мир отвечает дерзкий одноклассник Ильи со сформировавшимися повадками уголовника, за мифы и легенды края — три бабули (в титрах они указаны как Петровна слева, Петровна по центру и Петровна справа). Так и собирается портрет этого безумного населённого пункта, который стоит на границе реального и волшебного миров. Сказка, но очень страшная. Не зря же художественным руководителем картины выступил Алексей Федорченко («Ангелы революции» и «Овсянки»).

Диагноз поставлен, а вот лечение не выбрано. Да, может, уже и поздно, никакой препарат не поможет. Сами люди внутри закрытой общины уверены, что всё у них прекрасно, а беду могут накликать разве что чужаки. Например, биатлонист и его жена. Разбудили шатуна, а расхлёбывать теперь всем.

Читайте также
Аниме «Красавица и дракон»: сказка — ложь, да в ней намёк
Чудесная работа, прокат которой тоже своего рода чудо
Рецензия на скандинавский хоррор «Скрежет»: мама, я могу лучше
В российском прокате сандэнсовский боди-хоррор, залетевший к нам из скандинавского ...
Хоррор «Бабушка»: не родись красивой
Рассказываем про  новую работу режиссёра зомби-хита «Репортаж»
Как мультивселенная сошла с ума в экшне «Всё везде и сразу»
Мишель Йео предстала в своей лучшей роли в новом фильме Квана и Шайнерта
«Солярис» Андрея Тарковского: космический стыд
Вероника Хлебникова рассказывает про фильм Тарковского
Фильм «Сядь за руль моей машины»: гадание по пьесе Чехова «Дядя Ваня»
Анастасия Сенченко рассказывает о картине, которую вам необходимо посмотреть
Также рекомендуем
Компания Cineticle Films выпустила в  российский прокат картину режиссёра Хон Сан Су «Женщина, которая у...
25 марта в России состоялась премьера «Годзиллы против Конга» — долгожданного кроссовера MonsterVerse. В последний раз д...
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пи...
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёрко...
Компания Cineticle Films выпустила в  российский прокат картину режиссёра Хон Сан Су «Женщина, которая у...
25 марта в России состоялась премьера «Годзиллы против Конга» — долгожданного кроссовера MonsterVerse. В последний раз д...
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пи...
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёрко...

Последние новости

Триквел фильма Kingsman может стать последним для Эггси
На конец истории героя намекнул исполнитель роли Тэрон Эджертон.
Режиссёр «Чернобыля» выведет на экраны историю Саддама Хусейна
Сюжет основан на книге солдата, охранявшего диктатора перед казнью.
Джейми Кэмпбелл Бауэр сыграет в ремейке хоррора «Колдовская доска»
Режиссёр «Кошмара на улице Вязов 3» начнёт съёмки вмае.
Сценарист «Аватара: Путь воды» перепишет сценарий «Фантастической четвёрки»
Съёмки, согласно плану режиссёра, должны начаться в 2024 году.
«Иви» разрабатывает новую экранизацию «Капитанской дочки» Пушкина
Скрипт готовит сценарист «Сталинграда» Илья Тилькин.
00:00