По ту сторону «Удовольствия»: в прокате фильм про порноиндустрию

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Удовольствие»
Кадр из фильма «Удовольствие»

Анастасия Сенченко рассказывает про фильм «Удовольствие» Ниньи Тюберг. При работе над картиной постановщица провела исследование порноиндустрии, стремясь избежать романтизации жизни девушек в кадре и за кадром. В итоге зритель получает историю без лишнего драматизма и накала про роман героини с объективом камеры.

Девятнадцатилетняя шведка Линнея летит в Лос-Анджелес, чтобы стать новой звездой порно. На вопрос о цели приезда она отвечает: «Ради удовольствия», — то же самое Линнея говорит о выборе профессии своим первым знакомым из мира порноиндустрии. Чего в этом обмане больше, иронии или простого желания уйти от темы, — вопрос десятый. Режиссёрка Нинья Тюберг вместе с актрисой-дебютанткой Софией Каппель показывают, из каких ступеней составлена повседневная жизнь и карьерная лестница актрисы в порно, и удовольствия на этом пути не так уж много.

Но и драматизма в фильме тоже нет. Зато можно увидеть множество людей из порноиндустрии в роли самих себя, в том числе агента порнозвёзд первой величины Марка Шпиглера — именно к нему мечтает попасть начинающая актриса. Тюберг стремится показать этот мир изнутри с максимальной достоверностью и сохранить объективность. Но созданная для этого дистанция превращает «Удовольствие» в увлекательную, довольно традиционную историю успеха вроде «Неонового демона», но без изысков.

Кадр из фильма «Удовольствие»
Кадр из фильма «Удовольствие»

Нордическая красавица Линнея ещё до прибытия в LA усердно работает над своим имиджем: у неё неестественно пухлые губы, откровенный аккаунт в инстаграме с начальной фан-базой и сладкий псевдоним — Белла Черри (в «Демоне» девушки выбирали, что они — еда или секс, здесь, видимо, остаётся только еда, секс идёт по умолчанию). У Беллы даже есть агент, который обеспечивает новенькую заказами (тысяча долларов за съёмку), жильём (местом в квартире с ещё тремя актрисами) и безопасностью (перед съёмкой Белла на камеру подтверждает, что всё происходит по её согласию, но, как покажет время, «согласие» это не всегда добровольное). Далее история встаёт на знакомые рельсы производственной драмы: первые успехи, обретение союзников, первые трудности, сомнения и внутренняя борьба, преодоление их усилием воли, путь на вершину и вынужденное предательство прошлых идеалов.

Тюберг, по собственному признанию, хотела показать этот мир изнутри, глазами женщин, для которых объективация — неотъемлемая часть профессии. И ей действительно удаётся превратить их из лишённого индивидуальности объекта желания в живых людей, амбициозных, завистливых, сомневающихся и нуждающихся в чьей-то поддержке. Вот соседка Джой на первой фотосессии помогает новенькой не растеряться и учит её сексуально сосать банан на камеру. Вот темнокожий актёр межрасового порно шутит про расизм и просит Беллу не рассказывать об инъекциях, которые ему приходится делать для поддержания эрекции. Самое интимное и искреннее в этой истории — когда все обитательницы квартиры собираются вечером с пиццей перед телевизором, строят планы или делятся байками с последних съёмок. Но фильм лишь ненадолго уходит с проторённой дороги ради таких вот закулисных откровений.

Кадр из фильма «Удовольствие»
Кадр из фильма «Удовольствие»

В основном же самое сенсационное в «Удовольствии» то, что сенсаций здесь не будет. Нинья Тюберг желает показать, что остаётся за кадром в мире порноиндустрии. Но оказывается, что в этом мире после слов «стоп, снято» происходит всё то же самое, что и до них. Имитация удовольствия в порно не преображает мир в кадре. А вот боль и насилие — это то, что героине предстоит не сыграть, а пережить.

В этом смысле «Удовольствие» — необычный фильм о фильме. В нём камера, часто направленная на зрителя, становится соучастником и субъектом насилия. Карьера Беллы Черри выглядит как путешествие по популярным разделам на порносайтах: вот классика, вот БДСМ, вот изнасилование и далее по обширному списку. И каждый раз Тюберг, снимая свою героиню в моменты между дублями, показывает, что выключенная камера не отменяет того, что всё происходящее было по-настоящему. В этом смысле иллюстративен рассказ более опытной коллеги Беллы и Джой о том, как она пришла на съёмку и заметила, что камеру намеренно не включили, но не стала возражать, раз платят наличными. Эта история поясняет разницу между рассказчицей и девушками из высшей лиги, в которую стремятся попасть Белла и Джой: для последних такая ситуация невозможна, потому как камера — их единственный вожделенный партнёр на площадке.

Взгляды практически всех героинь этого фильма прикованы к зеркалу, завистливо направлены на соперниц, откровенно устремлены в объектив. И это кажется единственной их искренней страстью — жгучее желание оказаться в кадре. Белла без устали фотографирует себя для инстаграма, не пропускает ни одной красной дорожки, вся её борьба за место на Олимпе — это борьба за объективы камер. И за этим романом объекта и объектива, пусть и без должного погружения в природу их взаимоотношений, всё-таки страшно интересно наблюдать.

В конце марта фильм эксклюзивно выйдет на платформе Wink. 

Читайте также
«Камон Камон» Майка Миллса: добрый дядя Хоакин
Одинокий радиоведущий в исполнении Хоакина Феникса присматривает за 9-летним племян...
«Кими»: техно-триллер Стивена Содерберга с Зои Кравиц в главной роли
О том, каким получился фильм о ковидно-цифровой эпохе
Фильм «Анчартед: На картах не значится»: в поисках утраченного Индианы
Ефим Гугнин рассказывает о долгожданной экранизации Uncharted с Томом Холландом в г...
Сериал «Пэм и Томми»: cекс, ложь и середина 90-х
На стриминге Hulu вышло три эпизода мини-сериала «Пэм и Томми» про одно из самых известных секс-видео в истории Голливуда. Тимур Алиев рассказывает, как слив...
«Параллельные матери» — мелодрама Педро Альмодовара, задавшая тон Венецианскому фестивалю
Примечание редактора: оригинальный текст был опубликован...
«Падение Луны»: эффектная реклама «Лексуса», которая выбьет у вас Землю из-под ног
Влад Шуравин рассказывает, почему стоит увидеть этот космический цирк.
Также рекомендуем
Максим Ершов разбирается в сложно устроенной мозаике.
Наталья Серебрякова выбрала самые интересные норвежские, шведские и исландские триллеры.
О том, каким получился режиссёрский дебют актёра Фрэна Кранца.
Рассказываем, чем так впечатляет эта работа про скучающих интеллектуалов.
Максим Ершов разбирается в сложно устроенной мозаике.
Наталья Серебрякова выбрала самые интересные норвежские, шведские и исландские триллеры.
О том, каким получился режиссёрский дебют актёра Фрэна Кранца.
Рассказываем, чем так впечатляет эта работа про скучающих интеллектуалов.

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00