На Disney+ вышла новая экранизация произведения Джеймса Мэтью Барри — «Питер Пэн и Венди». За игровую сказку для всей семьи отвечает Дэвид Лоури («Легенда о Зелёном Рыцаре» и «Пит и его дракон»), который снимает как авторское, так и массовое кино. Максим Ершов объясняет, почему новая и вполне каноническая киноадаптация классического текста едва ли войдёт в историю, но может порадовать взрослых и детей, которые только знакомятся с отказывающимся взрослеть мальчиком.
Венди Дарлинг (Эвер Андерсон) живёт в Лондоне вместе с мамой (Молли Паркер), папой (Алан Тьюдик) и младшими братьями Джоном (Джошуа Пикеринг) и Майклом (Джакоби Джуп). Однажды вечером детей посещает Питер Пэн (Александр Молони), о котором они читали в книгах и слышали в городских легендах. Мальчик, который отказывается взрослеть, забирает Дарлингов в Нетландию. В волшебной стране Венди, Майкл и Джон знакомятся с Потерянными мальчишками — верными друзьями Питера, среди которых теперь дети разных национальностей и возрастов, в том числе и девочки. Благодаря талантам феи Динь-Динь (Яра Шахиди) ребята могут летать над живописными скалами, полями и морем. Ещё Питер дружит с дочерью индейского вождя Тигровой Лилией (Алисса Вапанатак). Но не всё так безоблачно в Нетландии — до мальчиков и девочек, а особенно их лидера, пытаются добраться пираты во главе с капитаном Крюком (Джуд Лоу).
Новая сказка студии Disney «Питер Пэн и Венди» основана не только на книге Джеймса Мэтью Барри, написанной в первой четверти XX века, но и на классическом мультфильме Клайда Джероними, Уилфреда Джексона, Хэмильтона Ласки и Джека Кинни 1952 года. Картина встраивается в череду игровых ремейков Disney, которые студия плодит последние годы. Ранее на экраны выходили, например, «Король Лев», «Дамбо», «Аладдин» и «Красавица и чудовище», и в скором времени появится «Русалочка». На самом деле к произведению Барри кинематографисты обращаются давно: первая киноадаптация появилась вскоре после публикации книги — ещё в 1924-м. В 1991 году историю повзрослевшего Питера Пэна в фильме «Капитан Крюк» представил Стивен Спилберг, а в 2003-м вышел «Питер Пэн» П. Дж. Хогана. Более вольную интерпретацию произведения Барри в 2020 году показал Бен Зайтлин, но его «Венди и Питер: Остров застывшего времени» прошёл почти незамеченными.
Повышенное внимание к новой экранизации давно знакомого сюжета привлекло громкое имя режиссёра. Дэвид Лоури успел прославиться как постановщик маленьких независимых и симпатичных картин («История призрака» и «Старик с пистолетом»), необычного фэнтези («Легенда о Зелёном Рыцаре») и студийного проекта для всей семьи («Пит и его дракон»). Вместе с соавтором сценария Тоби Хальбруксом Лоури с уважением отнёсся к первоисточнику, лишь несколько изменив акценты оригинала и сделав историю более современной и инклюзивной. Среди Потерявшихся мальчишек есть ребёнок с синдромом Дауна и дети разных рас, Венди стала более независимой и целеустремлённой девочкой, и режиссёр, очевидно, старается никого не обидеть. Среди пиратов можно увидеть и пугающего афроамериканца, и тихого азиата, есть одна сцена с племенем Тигровой Лилии, которое чинно сидит у костра. Дочь вождя играет коренная американка, и Тигровая Лилия гордо скачет по Нетландии на белом жеребце.
Центральная мысль картины совпадает с посылом мультфильма 1952 года — взросление может быть таким же интересным приключением, как полёты над Нетландией и бои на саблях с капитаном Крюком. И Венди, и её младшие братья входят в подростковый период и не знают, что ждёт их дальше. На первый взгляд безопасным и весёлым вариантом должны стать игры с Питером Пэном и его друзьями. Но девочка, практически сразу же после попадания в Нетландию встаёт на сторону взрослых и пытается уговорить всех вернуться в Лондон, к родителям. Ведь когда-то мама была и у Питера, и даже у капитана Крюка. Сделала ли их разлука с родными счастливыми — вопрос как минимум дискуссионный.
В «Питере Пэне» Барри — книге вроде бы строго детской и безобидной — можно усмотреть множество интересных психологических подтекстов. Например, между Питером и Венди чувствовалось если не влечение, то взаимная симпатия. При этом к девочке Потерянные мальчишки, и их главарь тоже, относились как к матери, так что на лицо Эдипов комплекс. В фильме Лоури Венди и Питер в лучшем случае друзья, в худшем — идейные противники. Зато акцент в повествовании сдвинут на отношения мальчика, который не хочет взрослеть, и капитана Крюка. И надо сказать, что Питер выглядит чуть ли не злодеем, а его оппонент — жертвой бывшего друга.
Фильм Лоури совершает стремительное путешествие в Нетландию, представляя множество персонажей, а раскрывая единицы. Более или менее понятными становятся капитан Крюк и Венди, о Питере Пэне и его друзьях можно сказать пару слов, не более того. Потому и выделяются на общем фоне актёры, у которых заметное игровое время: это Эвер Андерсон, дочь Миллы Йовович и режиссёра Пола У. С. Андерсона, в роли Венди и Джуд Лоу — обаятельный капитан Крюк. У сценаристов словно бы была задача не дать утомиться детям, а потому фильм не останавливается ни на секунду. Но если не знать первоисточник или хотя бы диснеевскую анимацию, от событий может закружиться голова, а в памяти останутся только полёты над Нетландией. Вообще, интересных экшен-сцен и действительно волшебных эпизодов в «Питере Пэне и Венди» кот наплакал. Трудно представить, что фильм, так старательно старающийся сохранить верность оригинальному тексту, когда-нибудь войдёт в диснеевский канон. Слишком здесь мало воздуха и творческой свободы.
«Питер Пэн и Венди» разочаровывают желанием угодить всем и неспособностью создать что-то принципиально новое. Если изначально не знать имени постановщика картины, на финальных титрах зрителей будет ждать удивление. Трудно поверить, что фильм снял талантливый автор с прекрасным воображением. «Питера Пэна и Венди» легко мог сделать крепкий ремесленник, который вчера работал над ромкомом, а завтра будет готов взяться за хоррор, — лишь бы парочка звёзд согласилась поучаствовать. Disney стоит задуматься о необходимости создания вторичных игровых ремейков классических фильмов, которые могут похвастать разве что новейшими спецэффектами и достойной компьютерной графикой, но студийных боссов, похоже, всё устраивает. К сожалению, картина Лоури лишний раз доказывает глубокий кризис оригинальных идей в Голливуде. Словно бы индустрия вернулась в кончившуюся ещё в середине прошлого века эпоху продюсерского кино.