До отечественного проката докатился фильм «Обитель зла: Раккун-Сити» — мягкая перезагрузка легендарной франшизы 2000-х с Миллой Йовович в главной роли. В новой вариации событий, основанной на первых двух частях одноимённой компьютерной игры, уроженки Киева нет — вместо Йовович действует отряд героев, объединённых одной бедой. Тимур Алиев рассказывает, чего ждать от нового детища Constantin Film.
Детство Клэр и Криса Рэдфилдов не было беззаботным: взросление в приюте Раккун-Сити, таинственные врачи, блуждающие по коридорам этого заведения, блёклые надежды на то, что новая семья когда-нибудь заберёт брата и сестру из этого злачного места. Иногда Клэр сталкивалась с загадочной девушкой по имени Лиза Трэвор — та появлялась у её кровати среди ночи, не говоря ни слова, и после исчезала. Что творилось в тёмных уголках приюта Раккун-Сити, никому доподлинно не известно.
Повзрослевшие Клэр и Крис (Кая Скоделарио и Робби Амелл) спустя много лет разошлись в разные стороны: Крис стал бравым полицейским — корпорация «Амбрелла», чья штаб-квартира располагалась в городе, оплатила ему учебу и поступление в академию — в то время как Клэр скиталась вдали от родного города и, как следствие, брата. Однако новая информация, полученная девушкой от чудаковатого профессора, заставляет её вернуться в обитель юности, чтобы спасти брата от возникшей опасности. Оказывается, «Амбрелла» долгое время травила жителей Раккун-Сити вирусом, первый симптом заражения которым — кровь из глаз.
«Обитель зла: Раккун-Сити» — ребут классической франшизы нулевых, который, в отличие от эпопеи Пола У. С. Андерсона, в большей степени приближен к игровой вселенной. Сюжет, в частности, базируется на событиях, которые произошли в первых двух частях видеоигры японской корпорации Capcom, вышедших в тираж в 1996 и 1998 году соответственно. Так что многочисленные игроманы, чьё взросление прошло с учётом сотен часов, проведённых за приставками Sega и PlayStation, будут довольны как минимум концепцией полнометражного фильма.
В фильме специально для них воссоздано множество знакомых локаций, среди которых — особняк доктора Спенсера в Арклейских горах, парковка полицейского участка Раккун-Сити и научно-исследовательский комплекс «Амбреллы». Даже визуальная стилистика картины приближена (насколько это возможно) к игровому процессу, благодаря работе оператора Максима Александра («Шазам!»,«У холмов есть глаза») в отдельных сценах создаётся ощущение, что зритель буквально прямо сейчас находится во вселенной игры, — чего только стоит эпизод, когда Крис Рэдфилд во тьме ночной отстреливает десяток зомби в тесных коридорах особняка Спенсера.
Впрочем, вдохновляться многочисленными отсылками на одноимённую игру и стилизацией, которая в некоторых эпизодах буквально пропитана духом оригинальной Resident Evil, становится трудно в первой же трети фильма. Поначалу зритель неторопливо (и довольно поверхностно) знакомится с основными действующими лицами. Вот Клэр Рэдфилд, волевая и дерзкая девушка, готовая биться с любой опасностью до конца. Вот её брат Крис, чуть теряющийся на фоне других офицеров полиции из-за вялости и, скажем прямо, бесхребетности.
«Обитель зла: Раккун-Сити» — не сложносочинённое кино со множеством смыслов и граней. Подача, которую выбирает режиссёр Йоханнес Робертс для этого фильма, максимально прямолинейная и довольно скоростная. События проносятся так быстро, что не успеваешь разобрать, кто только что появился и как связаны герои между собой.
В команде «спасителей» Раккун-Сити все участники как на подбор: женщина с характером стальной магнолии; её брат, которого приходится спасать до тех пор, пока у него не появятся яйца (в финале); полицейский-качок с двойным дном; чокнутый профессор, раскрывший тайны зловещей корпорации; аляповатый стажёр, который просто оказался не в том полицейском участке и не в том городе.
Отдельного упоминания заслуживает злодей, точнее… его отсутствие. С одной стороны, кажется, что команда бравых «спасателей» (во втором акте они, к слову, трансформируются в немногочисленных выживших) борется с детищем международной корпорации, проводившей в городе таинственные опыты с не менее загадочным вирусом. С другой стороны, даже Уильям Биркин (Нил МакДонаф) — глава лаборатории, в которой занимались производством и тестированием адского препарата (в отличие от игры, в фильме практически не упоминают типы вирусов и разницу между ними), — не выглядит как сосредоточение «сил зла», скорее как слабовольный неудачник, бегущий от опасности при первых её признаках
Несмотря на общее следование стилистике фильма ужасов, авторы не преминули разбавить мрачную, тёмную атмосферу картины вкраплениями юмора. За него в кадре отвечает персонаж Леона С. Кеннеди (Эван Джогиа) — стажёра-недотепы, который без году неделю служит в полицейском управлении Раккун-Сити и не допускается даже до офицерских летучек. Когда обстановка в городе стремительно меняется, он не может адаптироваться к новым условиям среды: стреляет в тело зомби, тогда как все остальные приноровились целиться в голову; постоянно попадает в нелепые ситуации на грани жизни и смерти. Наконец, именно Леон одним из первых встречается с «огненным» зомби — зомби-водитель взорвавшегося бензовоза без лишних слов (под бодрое сопровождение трека Unbelievable британского коллектива EMF) вторгается в полицейский участок, чуть было не разорвав стажёра на части.
Спецэффекты ребута «Обители зла» — вероятно, слабейший аспект картины. Отчасти это можно объяснить весьма скромным по современным меркам бюджетом (40 миллионов долларов); возможно, эдакий b-movie-хоррор первоначально хотели выпускать на одной из стриминг-платформ, но планы студии поменялись. В итоге творение Йоханнеса Робертса смотрится «гадким утенком» даже на фоне классики с Миллой Йовович (просто для протокола: первая «Обитель зла», вышедшая в 2002-м с бюджетом в 33 миллиона долларов, выглядела настоящим кино). Возможно, ситуация поменяется, если кино превратится в первую главу франшизы (сцена после титров тизерит появление важнейшей антигероини из видеоигровой вселенной), но пока говорить об этом, конечно, рано, а жить приходится с тем, что имеем, — с картиной, которую будут одновременно защищать фанаты оригинальной игры и ругать (за дело) кинокритики, но, в конце концов, делалась она точно не для вторых.