В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink появился остросюжетный датский боевик режиссёров Фредерика Луиса Хвиида и Андерса Эльхольма «Патруль: По законам улиц». Дебютанты из Дании сразу же громко заявили о себе: их фильм впервые был показан в программе «Неделя критики» Венецианского фестиваля, а затем участвовал в престижных киносмотрах в Торонто и Роттердаме. Более того, картина попала в финальную тройку претендентов на участие в премии «Оскар» от Дании, но уступила хиту Томаса Винтерберга «Ещё по одной». Максим Ершов рассказывает про то, как фильм эффектно смешивает темы полицейского беспредела и расизма и при этом не скатывается в область нравоучений.
Между датской полицией и выходцами из арабских стран давно происходят столкновения. Одного лишь цвета кожи достаточно, чтобы тебя обыскали и задержали. Если верить правоохранительным органам, молодой человек по имени Талиб Бен Хасси пытался скрыться от стражей закона и гнал на своей машине со скоростью под 200 км/ч. В участке парня жестоко допросили. Теперь он лежит в больнице, и врачи борются за его жизнь.
Перед началом очередной смены патрулирующих улицы города предупреждают: ни в коем случае не соваться в Свалегорден. В этом районе, населённом иммигрантами, на полицейских набрасываются практически без предупреждения. Да и сами стражи порядка часто провоцируют конфликты с местными. Майк (Якоб Ульрик Ломанн), многое повидавший, широкоплечий, не очень быстрый и взрывной, и Йенс (Саймон Сирс), молодой, высокий и не столь категорично настроенный против арабов, преследуют подозрительную машину. Оказавшись в опасном гетто, они никуда не спешат. В это время в больнице от полученных травм умирает Талиб Бен Хасси. Новость долетает до «иммигрантского» района быстро. Теперь полицейским объявлена война. Подкрепление отказывается приезжать в Свалегорден, а самим Майку и Йенсу будет крайне сложно вернуться домой живыми.
Первая же сцена фильма (нога полицейского на горле задержанного) очень напоминает облетевшие мир снимки жестокого обращения с Джорджем Флойдом. В конце мая его смерть сначала вызвала протесты в родном для него Миннеаполисе, а потом и по всей стране. В США не понаслышке знают о полицейском беспределе и несправедливом обращении с теми, кто родился не с белым цветом кожи.
Если верить датским режиссёрам, скандинавская страна мало чем отличается от Америки. Нужно только заменить в уравнении афроамериканцев на арабов. Остальное идентично: предубеждение по отношению к населению неблагополучных районов, взаимное недоверие, накалённая до предела ситуация, при которой достаточно небольшой искорки, чтобы разгорелось свирепое пламя. Хвиид и Эльхольм сразу же забрасывают зрителей в пекло конфликта. С одной стороны, у полицейских есть оружие и право применять силу, с другой — они на чужой земле. В этих краях действуют иные законы.
«Патруль: По законам улиц» — далеко не первопроходец в жанре, достаточно вспомнить недавних «Отверженных» Ладжа Ли, показанных в Каннах. А если взглянуть ещё чуть дальше в прошлое, выделяются «Тренировочный день» Антуана Фукуа и «Патруль» Дэвида Эйра. Молодые датские авторы делают ставку на экшен, практически опуская социальную подоплёку событий, что во многом роднит их с голливудскими режиссёрами. Даже оранжевый цвет постера фильма напоминает о жарком Лос-Анджелесе, где уже многие десятилетия в некоторых районах полицию встречают камнями и коктейлями Молотова.
Пожалуй, датский фильм — один из редких примеров удачной локализации названия. В оригинале — «Shorta», арабское слово, которым называют полицию. Российское наименование весьма точно передаёт происходящее на экране. Законы улиц подразумевают начавшуюся в гетто гражданскую войну. Неблагополучный район очень напоминает зону активных боевых действий. По кварталам бегают люди с оружием, под пулю может попасть случайный прохожий, а в качестве баррикад используют припаркованные машины. Все средства хороши, главное — выжить. Кстати, Свалегорден — выдуманное место, им может быть любой неблагополучный район крупного датского города.
Молодые авторы гуманно сохраняют нейтралитет. Их мораль сводится к тому, что все люди разные. И среди полицейских есть сволочи, и в иммигрантской среде тоже, но там и там можно найти и почти что святых. Майк — открытый расист, а его напарник скорее сомневается в правильности агрессивной тактики правоохранительных органов. Во время их опасных приключений полицейские попадают под обстрел, а в другой сцене арабские подростки пытаются им помочь, рискуя собственной жизнью.
Для Хвиида и Эльхольма расовый вопрос и жестокость полиции становятся лишь исходной точкой для динамичного боевика. Ни истоков взаимной ненависти, ни способов преодоления конфликта они не предлагают. Режиссёры взывают к миролюбию и толерантности, но словно бы ради галочки, по привычке. Понятно, что стражи порядка и дальше будут бесцеремонно обращаться с приезжими, автоматически причисляя их к террористам, а ответом им будет насилие. Замкнутый круг. А значит, нужно просто подготовиться и выучить уроки выживания.