«Папа умер в субботу»: сильный дебют на фестивале «Маяк» о травме и примирении

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Папа умер в субботу», реж. Зака Абдрахманова

В Геленджике проходит второй фестиваль актуального российского кино «Маяк». На данный момент показано шесть фильмов из девяти в конкурсе полного метра, сегодня гости и участники смотрят конкурс короткометражного кино. Сусанна Альперина выделила из шести просмотренных дебютов (пять сняты женщинами-режиссёрами) фильм «Папа умер в субботу» Заки Абдрахмановой и рассказывает, почему эта картина задевает, несмотря на то что тема и канва истории, в ней рассказанной, использовались в кинематографе бесчисленное количество раз.

Первая показанная на «Маяке» картина — «Папа умер в субботу» — на данный момент держится в фаворитах фестиваля, по мнению кинокритиков, в том числе и автора этих строк. Зака — ученица Марины Разбежкиной, сняла два документальных фильма, благодаря которым привлекла к себе внимание. Девушка работала с Наталией Мещаниновой и Борисом Хлебниковым — на её счету сценарий к сериалу «Пингвины моей мамы». Также она собирала документальный материал для фильма «Снегирь» Бориса Хлебникова, хотя среди авторов сценария там и не значится. Хлебников имеет самое прямое отношение и к фильму «Папа умер в субботу», хотя в титрах его нет. Но Зака благодарила Бориса со сцены во время премьеры и говорила, что он оказал большое влияние на картину.

Среди продюсеров фильма — Сергей Сельянов. И первое, что услужливо подсказывает память, — что в 2021 году, когда на защите в Минкультуры представляли картину «Папа умер в субботу», там была и ещё одна — «Танцуй, Селёдка!», также дебютантки Александры Лупашко на ту же самую тему. Сельянов и его кинокомпания стоят и за этой картиной. Более того, фильм «Танцуй, Селёдка!» снимался в Краснодарском крае, а «Папа умер в субботу» показывают в Геленджике — тут тоже есть некая аналогия ощущений. Обе картины рассказывают о том, как столичная девушка попадает в родные места своего детства по одной и той же причине: приехала на похороны собственного отца, с которым у неё были непростые отношения. И пересматривает все свои ценности, принимая решение: простить — не простить, принять — не принять. В «Танцуй, Селёдка!» отца играет Павел Майков. По сюжету он словно оживает и выясняет с дочерью отношения, пока они путешествуют по родным местам. Запоминающийся крепкий дебют — трамплин в достойное кинобудущее автора. И так же можно охарактеризовать фильм «Папа умер в субботу». Но при всех сравнениях — картины разные по форме, эстетике, подходу.

«Папа умер в субботу», реж. Зака Абдрахманова

В ленте «Папа умер в субботу» действие происходит в казахском поселке — именно туда приехала девушка Айко, которая в Москве работает гримёром — создает лица звёздам. Профессия выбрана неслучайно. И уже в этот момент чувствуется тонкий подход автора к теме. Как Айко прячет за гримом настоящие лица артистов, так она маскирует и свои душевные раны. Никто не должен знать о её детстве, о её боли. Она сильная, и на всех плевать! Первая сцена фильма, в которой она в одиночестве рыдает перед зеркалом, а потом, успокоив себя словами «Ты — супергерой!», утирает лицо и отвечает на телефонный звонок как ни в чём не бывало, уже многое говорит о героине.

Когда уходит кто-то из родителей, для человека словно падает защитная стена. К сожалению, только в этот момент или после него начинают пересматриваться жизненные принципы, отношение, приходит или не приходит понимание ушедшего и появляется или не появляется мудрость. Иногда и это называют процессом взросления, хотя на самом деле происходящее похоже на некое перерождение. И то, что совпали в один период два похожих проекта у одного продюсера, — ничего странного в этом нет.


Зритель словно осязает происходящее: чувствует зиму, тепло дома, запах еды. Кажется, касается занавесок и платков, которыми словно покрывает голову.

«Папа умер в субботу», реж. Зака Абдрахманова

Вопрос в том, возможно ли показать нечто новое и персональное на тему возвращения человека к семье и исследования своих корней. У Заки Абдрахмановой получилось. Подспорьем в этом ей стали казахские национальные традиции, почти документальная съёмка.

Фильм точен в деталях и тщательно проработан. Абдрахманова выбрала непрямой разговор — о части событий мы лишь догадываемся. Так, понимаем, что Айко была замужем за русским парнем, что не приветствовала её семья, видим, что у неё сложные отношения с матерью, но почти до финала не догадываемся, почему именно, а воображение уже дорисовывает разные картины, прежде чем точки расставила режиссёр.

В картине практически нет прямых и тягомотных объяснений происходящего внутри большой семьи. Всё происходит на уровне поступков и жестов, всё словно впроброс. Возможно, это восточная тонкость, но, похоже, и способ автора объясниться с миром.

«Папа умер в субботу», реж. Зака Абдрахманова

То Айко кажется глупой, то — мудрой. И процесс наблюдения, как именно одно перетекает в другое, весьма притягивает. Мы словно подглядываем в замочную скважину: как Айко общается с малолетней сводной сестрой Кукой, которая её ненавидит, считая предательницей, с мамой, с новой женой отца, с бабушкой, с тётей — сестрой папы, символизирующей собой принятый в маленьких посёлках подход «что бы ни делала, главное, что люди скажут».

Особо выделяет режиссёр две линии. Отношения Айко с влюблённым в неё одноклассником Даником, которого играет невероятно обаятельный и располагающий к себе Шарифбек Закиров. И с новой женой отца Венерой — в этой роли лауреат Каннского кинофестиваля 2018 года за лучшую женскую роль в фильме «Айка» Сергея Дворцевого Самал Еслямова.


Лаура Турсунканова, играя Айко, держит баланс, как канатоходец на проволоке: в ней достаточно и злости, и доброты, и понимания-непонимания.

«Папа умер в субботу», реж. Зака Абдрахманова

Тут следует сказать, что у отца было три жены, и Венера — последняя. И то, что все они собрались на проводах мужа, — тоже частый сюжет, в том числе и в кино, достаточно вспомнить фильм «Весёлые похороны» с Александром Абдуловым. Именно Венера и бабушка — мать отца в картине «Папа умер в субботу» — носители мудрости, если можно так выразиться. Потому что Зака Абдрахманова, рассказывая эту во многом личную для себя историю, показывает состояния от юности-максималистки до зрелости, когда приходит принятие многих вещей и смещается фокус: важным кажется то, что таковым не было ранее. И если несовершеннолетняя Кука ещё видит жизнь чёрно-белой, то мать Айко уже приняла многое и сумела простить тех, кто её обижал и унижал.

Айко же находится, что называется, в процессе — в переходном возрасте своего душевного состояния. И Венера, которую играет Самал Еслямова, хотя и старше Айко всего на пять лет, но уже другая, понимающая, что в мир нужно нести любовь и что обнять порой лучше, чем закрыть дверь. А старенькая бабушка, мать отца, — её Айко ласково называет Жека — молится за свою семью. «Обиды забудутся, всё пройдёт, родная», — говорит-транслирует она Айко, словно программируя душевное состояние старшей внучки.

В картине есть ещё одна запоминающаяся сцена: традиция, когда мулла на похоронах спрашивает собравшихся, должен ли кто-то покойному, прощают ли его. Айко в тот момент ушла от вопроса о прощении. Но приняла решение остаться в доме новой жены отца и его двух детей, сводного брата и сестры, до весны, когда поставят памятник, чтобы разобраться в себе и своих чувствах. Пройти тот путь, который не позволяла себе ранее. Зака Абдрахманова сумела сделать так, чтобы зритель смог пройти этот путь вместе с Айко, шарахаясь от идей феминизма до философии восточной закрытой женщины, для которой дом, муж, родные — это весь мир, и вернуться с ней в ту самую гримёрку, куда приходят столичные звёзды. Но Айко теперь по-другому относится и к их душам и лицам, и к себе, и в финале тонким штрихом косметической кисточки это очень точно показано.

Читайте также
«Все совпадения неслучайны»: Альфонсо Куарон рушит жизнь Кейт Бланшетт в своём первом сериале
Рассказываем, почему это одна из лучших работ в карьере всех причастных к проекту.
Также рекомендуем
Рассказываем о первых сериях новой криминальной саги известного режиссёра.
Для тех, кому до кинотеатра ближе, чем до пикника на озере.
Это история о мифических животных, которых по всему миру ищет и спасает главная героиня.
Рассказываем о первых сериях новой криминальной саги известного режиссёра.
Для тех, кому до кинотеатра ближе, чем до пикника на озере.
Это история о мифических животных, которых по всему миру ищет и спасает главная героиня.

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00