Олдскулы свело: чем закончился третий сезон «Джека Ричера»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Джек Ричер», Prime Video

На Prime Video вышел финал третьего сезона «Джека Ричера» — экранизации популярной книжной серии Ли Чайлда о неутомимом кочующем военном. Сериал по-прежнему держится на классической формуле «крутого парня против всех», унаследованной из боевиков девяностых. Однако если раньше Ричер был этаким одиноким странствующим вершителем правосудия, то теперь ему всё чаще приходится взаимодействовать с союзниками — и это кардинально меняет динамику повествования. Спартак Волков рассказывает, каким получилось продолжение.

От боевика к психологическому триллеру

Складывается ощущение, что «Джека Ричера» сейчас любят все. Телешоу побило ещё один рекорд на Prime Video, собрав за первые 19 дней с премьеры 54,6 млн просмотров. Успех оглушительный, и среди всех проектов стриминга, идущих уже не первый год, телешоу с Аланом Ричсоном в главной роли занимает на Amazon первое место. Когда даже Сет Роген публично признаётся в любви к «Ричеру», становится очевидным: создателям удалось найти нужный тон.

Третий сезон, снятый по мотивам седьмой книги Ли Чайлда «Средство убеждения», слегка отходит от идеи боевика о брутальном кочевнике и больше работает как напряжённый триллер. Ричер всё ещё представляет из себя опасность, он всё ещё на коне, но тиски, в которые героя зажимают в особняке наркобарона Закари Бека (Энтони Майкл Холл), становятся идеальной ловушкой и главной «звездой» сезона.

«Джек Ричер», Prime Video

На этот раз у бывшего морпеха не получается решить большую часть вопросов грубой силой. Зачастую он вынужден действовать скрытно, и это раскрывает сериал с новой стороны: юмористической. С габаритами протагониста работать по стелсу довольно сложно и неловко, что не раз выливается в абсурдные комичные ситуации. Эта смена парадигмы — от открытого противостояния к скрытной тактике — становится одним из главных достижений сезона.

Неудачи второго сезона и успехи третьего

Чтобы понять, почему третий сезон стал лучше, стоит проанализировать неудачи второго. Главная ошибка предшественника заключалась в преждевременности: сюжет, который уместнее смотрелся бы в седьмой или восьмой части телешоу, пытался надавить эмоционально, показать глубину связи героя с командой, на которую зрителям, по большей части, было плевать. На экране это вылилось в череду клишированных даже по меркам «Ричера» злодеев, бледных союзников и экшен-сцен, которые забывались сразу после просмотра.

Третий сезон кардинально меняет подход. Ричер, которого Алан Ричсон играет с обезоруживающей самоиронией, на этот раз не просто боец в отставке, хладнокровно и методично устраняющий плохих парней, а зверь, намеренно загнанный в угол. Герою необходимо внедриться в преступный синдикат под прикрытием. Но проблема становится комплексной и приобретает оттенки личного характера: старый враг, ускользнувший годы назад, наконец оказывается в зоне досягаемости.

Много экшена и немного психологизма

«Джек Ричер», Prime Video

Продолжение сильно прибавило в зрелищности по сравнению с предшественником, но и не забыло прокачать эмоциональную сторону. Нам представили лучшего злодея франшизы — гиганта-садиста Полли (Оливье Рихтерс), чьи сцены с Ричером напоминают эпичное противостояние Бэтмена и Бэйна. Их столкновения получились хлёсткими, энергичными и в меру забавными. Не каждый день увидишь, как на одного гиганта находится гигант побольше.

На этот раз тема мести, будучи основой концепции сериала и главным двигателем сюжета, становится ахиллесовой пятой героя. Его одержимость старым врагом Куинном (Брайан Ти) ставит под удар всю миссию и заставляет Ричера ошибаться, что в принципе происходит крайне редко. Кровавую бойню на скалах под водой, в которой Джек преодолевает собственные лимиты, можно назвать лучшей экшен-сценой сериала на данный момент. Яркая демонстрация того, как далеко продвинулся проект в плане постановки боевых сцен.

При этом сериал не теряет фирменного юмора. Гигантские руки Алана Ричсона всё ещё с трудом удерживают смартфон в руках, а бойкий нрав не даёт промолчать герою там, где стоило бы.

Каким бы ни был сюжет нового сезона «Ричера» (в нём всё-таки редко находится место оригинальным идеям), зритель всегда может рассчитывать на базу, лежащую в ДНК сериала. Благородный морпех без сомнения убивает тех, кто этого заслуживает. И что важно — без малейшего чувства вины. Он — закон, судья и палач в одном лице.

«Джек Ричер», Prime Video

В Ричере нет ничего токсичного. Его маскулинность — рыцарская, как в старых сказках. Джек остаётся человеком слова на протяжении всего сезона, он всегда точен в действиях и чаще всего оказывается самым умным в переполненной комнате, но при этом предпочитает сохранять молчание, чтобы не обидеть окружающих. Он по-прежнему ценит профессионализм, благородство и интеллект, но беспощаден к коррупции — особенно если она затрагивает его или близких. На нём всё так же одежда из секонд-хенда. У него нет постоянной прописки, но зато есть безупречный моральный компас. Удивительно, но Ричер способен совмещать в себе черты героев олдскульных боевиков и современных трендов, становясь идеальной ролевой моделью, способной угодить каждому.

В третьем сезоне особенно удачно прописаны второстепенные персонажи. Агент Сьюзан Даффи (Соня Кэссиди) — новый временный компаньон Ричера. В ней те же упрямство, опасность и одержимость делом. Их взаимодействие выходит за рамки привычной для сериала романтической схемы. В них чуть больше дерзости, чуть больше глубины, а сами актёры в кадре демонстрируют ощутимую химию.

Отдельно стоит выделить отцовские отношения Джека и маленького мальчика Ричарда (Джонни Берхтолд). Сюжетная ветка добавила и без того наполненному эмоциональными сценами сезону чуть больше тепла и человечности. Если до этого Ричер проявлял себя как машина для убийств, хороший партнёр и верный напарник, то амплуа наставника придало новые штрихи характеру. Большое сердце гиганта помогает мальчишке найти собственный путь к свободе сквозь буллинг, проблемные отношения с родителем и внешним миром.

«Джек Ричер», Prime Video

Вновь возвращается и Фрэнсис Нигли (Мария Стэн). К героине можно относиться по-разному: есть мнение, что её присутствие в кадре портит образ детектива-одиночки Ричера. Но никто не станет спорить и с тем, что девушка она харизматичная и сильно выбивается из группы остальных второстепенных персонажей сериала. Не просто так ей выделили отдельный спин-офф.

Шоураннер сериала Ник Сантора не пытается усложнять то, что должно приносить удовольствие, но при этом редко экспериментирует с формой. Герой по-прежнему оказывается в правильном месте в правильное время против правильных врагов. Со здоровой долей самоиронии, любви к собственному делу и с чутким подходом к оригинальному наследию писателя Ли Чайлда.

Как ни крути, третий сезон «Ричера» — это всё тот же фирменный персиковый пирог в уютной забегаловке, которую главный герой посещал в первой части. Сочный, сытный и правильно сбалансированный. Но вот незадача — постоянный зритель знает его вкус наизусть. Первый сезон отдавал новизной среди стриминговых проектов: неожиданно умный сценарий, идеально подобранный Алан Ричсон в роли крутого большого парня, избивающего плохих парней, атмосфера глубинки с её мрачным обаянием. Третий сезон, при всей его технической безупречности, уже не дарит того трепета. Он мастерски жонглирует знакомой формулой, но ощущение дежавю порой перевешивает восторги.

Сериал стал заложником собственного успеха: он слишком хорош в том, что делает, чтобы провалиться, но и слишком консервативен, чтобы снова удивить.

Впрочем, разве это плохо — быть лучшим в том, что умеешь делать?

Что будет дальше?

«Джек Ричер», Prime Video

Хотя официального подтверждения пока нет, ходят слухи, что основой для анонсированного продолжения может стать роман Ли Чайлда «Граница полуночи» — один из самых камерных и атмосферных в серии. По словам Алана Ричсона, именно эту книгу он мечтает экранизировать в следующем сезоне. Сюжет идеально вписывается в фирменную стилистику шоу. Найденное женское кольцо выпускницы военной академии Вест-Пойнта (где учился и Джек) в лавке старьёвщика заставляет Ричера ввязаться в расследование. Что случилось с той, кто когда-то носила это кольцо? Продала ли она его от отчаяния или стала жертвой преступления? История обещает классический для Ричера микс: нуарную загадку, жёсткие разборки и моральный выбор, где личные принципы сталкиваются с жестокостью реального мира.

Пока студия не раскрывает планы, но, если слухи подтвердятся, зрителей ждёт возвращение к истокам — камерному триллеру с элементами детектива, где Ричер снова будет действовать в одиночку, полагаясь лишь на свою интуицию и боевые навыки. Идеальный сценарий для тех, кто соскучился по сольным приключениям Джека из первого сезона.