«Майор Гром: Игра»: комплекс вины и ответственности

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Майор Гром: Игра», «Централ Партнершип»

23 мая в российский прокат выходит блокбастер «Майор Гром: Игра», продолжающий историю о петербургском полицейском, самоотверженно избавляющем город от преступности. Кинокритик Валерия Косенко рассказывает, каким получился сиквел популярной франшизы.

У майора Грома (Тихон Жизневский) всё неплохо. Полицейского, обезвредившего террориста под псевдонимом Чумной Доктор, едва ли не носят на руках: репортёры соревнуются за возможность взять интервью у народной звезды, фанаты атакуют просьбами о селфи — наконец, Грому воздвигают памятники, а его имя гордо носит главное петербургское гастрономическое достояние — шаверма. Личная жизнь смелого и харизматичного майора тоже процветает: роман с журналисткой Юлией Пчёлкиной (Любовь Аксёнова), минуя стадию романтичных посиделок на крыше, перетекает в стадию сожительства. Вместе с напарником Димой Дубиным (Александр Сетейкин) Гром продолжает наводить порядок в городе и, прибегнув к беспроигрышной силе кулаков, устраняет последствия тюремного бунта.

«Майор Гром: Игра», «Централ Партнершип»

Рукопашная победа над уголовным миром впускает в жизнь Грома большие неприятности. Городская полиция на грани серьёзных реформ: в департамент приезжает крупный начальник Мария Архипова (Ольга Сутулова), настаивающая на переустройстве рабочих мест. Сотрудников планируют заменить запрограммированными дронами, с эффективностью которых, как показало состязание, живая сила конкурировать не может. Компанией-поставщиком управляет подозрительный зарубежный предприниматель Август ван дер Хольт (Матвей Лыков), одно имя которого в паре с вычурным акцентом намекает на место персонажа в биполярном мире добра и зла. На этом испытания для Грома не заканчиваются. Борьба с машинами уходит на второй план, пока над городом нависает угроза терактов. Искусный подрывник, скрывающий лицо под капюшоном, готов взрывать всё без разбора, пока народный любимец майор Гром не заявит о своей отставке. Видя свою миссию в спасении всех людей (если не всего человечества), Гром отказывается заключать договоры с террористами и в результате превращается из героя в изгоя.

Сиквел первой части франшизы о майоре Громе — детище всё той же киностудии Bubble, киноподразделения издательства Bubble Comics: именно на его страницах появились первые сюжеты о петербургском супергерое, позже оформленные киностудией в одноимённую короткометражку. С тех пор история не стоит на месте. Уже первый полнометражный блокбастер франшизы имел кассовый успех, сумев завоевать любовь целевой аудитории — подростков. За ним последовал фильм «Трудное детство», посвящающий в подробности взросления главного героя, и, наконец, «Игра», действие которой развивается через год после поимки медиамагната Сергея Разумовского (он же Чумной Доктор).

«Майор Гром: Игра», «Централ Партнершип»

Для российской индустрии супергероика — по-прежнему чужой и некомфортный плацдарм, который необходимо осваивать при наличии больших коммерческих амбиций. Пока на Западе супергеройское кино отчаянно перепридумывают, пытаясь вдохнуть свежее дыхание в опостылевшие и предсказуемые сюжеты, в России просто не до этого — овладеть бы матчастью. Череда неблагополучных попыток прерывается с выходом первого «Майора Грома» режиссёра Олега Трофима — фильма отнюдь не совершенного, но хотя бы интригующего.


Даже откровенный копипаст зарубежной жанровой продукции, обречённый не прижиться на отечественной почве, вряд ли заставит усомниться в том, что майор Гром — самый потенциально удачный образ в отечественной супергероике.


Сравнение с «Чумным Доктором» «Игра», безусловно, выигрывает. Главное достоинство нового блокбастера — в переориентировке: в фильме гораздо меньше подражаний и больше индивидуальных находок. Выпуклый социальный фон — попытка не только углубить историю (очевидно влияние нолановского «Тёмного рыцаря»), но и осуществить поиск самоидентичности — пустить корни в почву родной культуры. Привязка к современности через актуальную повестку (теракты), общественные настроения, подстёгиваемые страхом, и характерные лингвистические эквилибры («хлопок» вместо «взрыва») в хорошем смысле утяжеляют историю, лишая её примитивной уплощённости.

«Майор Гром: Игра», «Централ Партнершип»

Без оглядки на большое художественное произведение (редкий гость и в западной супергероике) «Майор Гром: Игра» — удавшийся аттракцион, оправдывающий доверие своих самых ярых фанатов, готовых высидеть ради любимой киновселенной без малого три часа хронометража. Несмотря на динамику развития, многое во франшизе остаётся прежним. Изобилие твистов не делает сюжет менее предсказуемым, гибель персонажей не вызывает сочувственного трепета, а злодеи по-прежнему списаны и карикатурны. Игорь Гром — хоть и простоватый парень в старомодной кепке, кичащийся своей Nokia, всё же не лишён сюрпризов: от начала и до конца герой шагает по тропе эволюции (пусть и ничем всерьёз не рискуя) — прямиком к благородному, но нравоучительному выводу. Чего нельзя сказать об антагонистах — образах, как правило, более интересных и неоднозначных, чем их противники. Проблема даже не в многочисленности злодеев, среди которых неминуемо запутаешься ближе к финалу, а в их однотипности. Вероятно, галерея портретов нужна была для одного — до последнего держать зрителя в неведении, кто всё же виноват, хотя ответ на вопрос не способны дать ни герои, ни зритель.

Читайте также
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса»: драма в песках, но не «Дюна»
Рассказываем о триумфальном возвращении режиссёра к любимой вселенной.
«Калимба»: мелодия о том, как мы попали в ловушку
Об эксперименте, который вышел из под контроля.
«Семь чёрных бумаг»: обманывая горе
О том, как война куёт новую мифологию.
Также рекомендуем
Исследуем детали детективной новинки Владимира Мирзоева.
От отечественного кинокомикса до кино о кино.
На российские экраны врывается «Русский бес» — новый фильм Григория Константинопольского, пытающийс...
Исследуем детали детективной новинки Владимира Мирзоева.
От отечественного кинокомикса до кино о кино.
На российские экраны врывается «Русский бес» — новый фильм Григория Константинопольского, пытающийс...

Последние новости

Киран Калкин и Джесси Айзенберг познают «Настоящую боль»
Представлен трейлер семейной трагикомедии.
Появился синопсис аниме «Властелин колец: Война рохирримов»
До кинотеатров мультфильм доберётся 13 декабря.
Анонсирован сиквел аниме «Токийские мстители»
Им займутся создатели оригинальной игры.
«Уличный боец» ищет нового режиссёра
После ухода Дэнни и Майкла Филиппу.
00:00