«Носферату»: сны, которые питаются кровью

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Лили-Роуз Депп в «Носферату» Роберга Эггерса, промо: Focus Features/Univerasal Pictures 

Один из лучших современных режиссёров наконец преподнёс нам рождественский подарок — мрачный, как нутро демона, ремейк великого «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау. О том, насколько радикально Роберт Эггерс подошёл к сложнейшему материалу и как с ним совладал, рассказывает Георгий Пузырёв.

Роберт Эггерс посмотрел «Носферату», когда ему было девять, в 17 поставил его на школьной сцене в чёрно-белых декорациях, а спустя 25 лет, заручившись десятками студийных миллионов, наконец снял свою версию веймарского шедевра. Проект мечты, как известно, — для режиссёра вещь опасная. Ещё хуже, если речь про ремейк Мурнау. И хотя к своему четвёртому полнометражному фильму Эггерс приступал с завидным запасом зрительского доверия, многие всё равно заранее кривили нос и закатывали глаза: задача бессмысленная и самоубийственная, на святое зариться мог только Вернер Херцог, потому что он, во-первых, гений, во-вторых, немец, а в-третьих, «лучший враг» Клауса Кински — а вот относительно молодой американец с тремя фильмами и Биллом Скарсгардом в роли Орлока непременно сгорит в костре своих амбиций. Как оказалось, это они зря.

На пути к замку графа Орлока, кадр из «Носферату»: Focus Features/Univerasal Pictures

Если вдруг кто-то не знает или позабыл фабульную канву, обозначенную в «Дракуле» Брэма Стокера и с тех пор так или иначе воспроизведённую в немалом количестве фильмов на тему, в том числе и в первом «Носферату», то вот она. Молодой агент по недвижимости покидает дом и жену и отправляется в сторону Карпатских гор, чтобы продать тамошнему графу дом. В итоге местом его назначения оказывается затерянный в лесах вампирский замок, а покупателем является (сюрприз!) могущественный вампир. Воронка нечистого хаоса сначала засасывает самого маклера, затем его прекрасную жену, а в итоге и других невинных горожан.

Благодаря выкристаллизованному методу и звериной хватке до разного рода одержимости, Эггерс отделил свой новый фильм от немого оригинала так же эффектно и беспрекословно, как в своё время Мурнау отделил тень Носферату от него самого. В итоге скептики и энтузиасты получили графа Орлока с усами и пенисом, а следовательно — самую свирепую сексопатологическую рождественскую сказку в мире.

Пару этих физических атрибутов, мгновенно ставших мемами, Эггерс использует как символы грубой телесности своего демона — в чём и кроется один из корней ревизионистского оммажа. На смену скрюченному вампиру-дистрофику с призрачной кожей и кошачьими зрачками пришёл большой злой колдун из «Андриеша» Базеляна и Параджанова, с ног до головы покрытый сочащимися гнойниками. Как восточноевропейский проводник экстремального некроэротизма, местный Носферату заставляет других героев вздувать вены, выворачивать суставы и перенапрягать жилы — кого от ужаса, кого от похоти. Да и сам он, впиваясь в грудную клетку бедного торгового агента Томаса, не может удержаться от недвусмысленно ритмичного прогибания поясницы.

«Носферату», кадр: Focus Features/Univerasal Pictures
«Носферату», кадр: Focus Features/Univerasal Pictures
«Носферату», кадр: Focus Features/Univerasal Pictures
«Носферату», кадр: Focus Features/Univerasal Pictures

Фильм начинается с воззвания к доброму ангелу: Эллен, жена Томаса, переживающая чёрную меланхолию и страдающая от ночных кошмаров, тихо просит о помощи. Но вместо светлого духа является чудовище. И если в пространстве сна юная жертва бьётся в конвульсиях от ужаса и боли, задыхаясь в лапах вампира, то в реальности это выливается в тихий стон удовольствия. Магистральную линию сюжета Эггерс обозначает в первую минуту фильма, не прикрываясь никакими подтекстами, — неудовлетворённая филистерским браком Эллен одержима демоном-любовником, и никто не в силах понять её и помочь. Ну, тема сексуального напряжения между молодожёнами и третьим лишним из Трансильвании, мягко говоря, ослепительно сияла и в романе Стокера, и в фильме Мурнау. Это, впрочем, всё равно не помешало некоторым очень смешно попенять Эггерсу на банальность и простоту трактовки классической истории. В случае с его «Носферату» дело не в содержательной новизне, так как он «всего лишь» доводит очевидные, хоть и скрытые смыслы до их экстремального предела, разрабатывая мотив романтического самопожертвования до уровня беспросветной трагедии плоти. Главное вопросительное слово здесь — «как», а не «что». В ином случае встал бы вопрос «зачем».

Эггерс верен своему видению кино — его интересует не знакомая всем фабула и даже не сюжет, а миф о Носферату, его связь с викторианским миропониманием, первобытными страхами и злом как таковым. В новой версии монстр — объект православной демонологии, быт современного среднего класса — лучшая почва для прорастания языческого кошмара, безумцы — носители Знания. Эггерс педантично и хладнокровно снимает о суевериях как об универсумах, все особенности которых должны восприниматься как данность и героями, и зрителями. Да и инструменты для разработки каждой из тем взяты из опробованного арсенала. Некоторые из них могут показаться самоповтором и мухлежом, но если пройти сквозь поверхностный порог личных предубеждений, то несложно увидеть обнажение приёма через его технически совершенное исполнение.

«Носферату», кадр: Focus Features/Univerasal Pictures

У Мурнау Носферату мог вторгаться в ткань кинополотна: ускорять себя, влияя на скорость смены кадров, и заливать участок леса перед своим замком призрачным сиянием негативного изображения. У Эггерса демон никуда не вторгается — он присутствует в фильме с первого кадра и манипулирует им точно так же, как и Томасом, который баловень злого провидения, и Эллен, которая объект желания. Это он субъект взгляда, это он управляет зрением, расширяя своё и сужая чужое, это он контролирует пространство, словно демон сонного паралича, отнимающий возможность у жертв эффективно в нём действовать. Примерно то же самое старый Томас Уэйк проворачивал с Эфраимом Уинслоу в «Маяке». Замок Орлока — это территория вязкого кошмара и зрительных лакун, а его владелец — излучатель чумы и слепоты. Любое пространство вокруг Носферату неизбежно погружается в неподконтрольный его жертвам хаос. Эта аура смерти как раз становится материалом, с которым работает Эггерс, периодически поворачивая камеру на 180 градусов и обратно, чтобы сопрячь в глазах того же Томаса реальный мир и страшный сон, которые на самом деле неразделимы. Короче говоря, экспрессионистская истина и максима, лежащая в основе романтического хоррора Мурнау, воспринимается и воплощается Эггерсом соответственно — как условие существования экранного мира. А то, что интенсивность губительного мракобесия при таком раскладе не знает никаких границ, — так уж ничего с этим не поделать.

…ровно до тех пор, пока на экране не появляется профессор фон Франц, он же Ван Хелсинг у Стокера, в исполнении Уиллема Дефо. Этот безумец и носитель Знания, как и полагается, принадлежит двум мирам одновременно, научному и эзотерическому (стежок между ними — восточная опиумная трубка). Он знает, что такое тьма в душе и каких чудовищ она порождает. Дефо, в свою очередь, прекрасно знает, что такое предельная выразительность актёрского присутствия, обусловленная мистической двойственностью персонажа, будь то морской дьявол-вахтовик, придворный шут-оракул или, как здесь, алхимик-эмпат. Более того, он прекрасно знает тайну и суть Носферату — потому что он был им в «Тени вампира». Всё это позволяет фон Францу понять Эллен, жертву викторианских предрассудков, по которым женские желания сродни самой гнусной дьявольщине, а также хоть как-то противостоять влиянию Орлока на пространство фильма, чтобы другие герои могли действовать. И если вампира может остановить только Эллен, то только фон Франц может найти разгадку, как это сделать.

«Носферату», кадр: Focus Features/Univerasal Pictures

Помните финальную битву в жерле активного вулкана из «Северянина», предыдущего фильма Эггерса, где два викинга, обуреваемые неутолимой жаждой мести, один — за отца, второй — за жену и ребёнка, со звериными криками резали друг друга на фоне бушующей геенны? Так вот, завершающая сцена «Носферату», а особенно последний кадр, достигают такого драматического и визуального накала, какого у этого автора ещё не было. Создать рождественский натюрморт из тел своих героев — серьёзный творческий поступок даже по меркам режиссёра, снарядившего самого узнаваемого вампира в кино усами и пенисом, так что упрекать его в следовании протоптанными тропами значит заниматься несуразицей. «Носферату» — не откровение (ни один ремейк по определению им быть не может), а «простое» напоминание, что вглядываться в зловещую языческую тьму с таким неистовством, чтобы затем с таким уважением её запечатлевать, кроме Эггерса, не умеет никто. И этого более чем достаточно.

Читайте также
«Ночная сучка»: оборотни в декрете
Нетипичный взгляд на послеродовую депрессию.
«Игра в кальмара»: гладиаторы в песочнице
Корейские «голодные игры» продолжаются.
«Партенопа»: великая красота, великое проклятье
Новый опус Паоло Соррентино об Италии и женщинах.
«Последний ронин»: постапокалиптический вестерн с Юрием Колокольниковым
Рассказываем о том, каким получился дебютный полный метр клипмейкера и синефила Мак...

Последние новости

«Лазарь» Синъитиро Ватанабэ выйдет в апреле
Над аниме-сериалом также работал и постановщик «Джона Уика».
Кумэйл Нанджиани может сыграть во втором сезоне Fallout
Об этом сообщает инсайдер Джефф Снайдер.
«Голяк» завершится на седьмом сезоне
Об этом заявили создатели сериала.
Вин Дизель поделился фото со съёмок «Форсажа 11»
Напоминая, что нет ничего дороже, чем семья.
00:00