«Не подумай, что я кричу»: один из самых радикальных (и прекрасных) фильмов года

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В Москву везут теневых героев фестивальной Европы. С 29 ноября по 14 декабря в кинотеатре «Звезда» покажут мало кем замеченные, но заметные фильмы смотров в Локарно, Роттердаме, Берлине. Почитать про все картины можно здесь, но одну из них особенно выделяет Зинаида Пронченко. «Не подумай, что я кричу» — авангардистский фильм-калейдоскоп Франка Бовэ, смонтированный из тысячи, кажется, кадров фильмов чужих.


Эльзасское заточение синефила и автора экспериментальных картин Франка Бовэ (не вполне добровольное — из столицы богему гонит безденежье) началось незадолго до теракта в «Батаклане», то есть в октябре 2015 года. Почему из всех забытых богом галльских местечек с недорогой недвижимостью Бовэ с возлюбленным выбрали именно глухую деревушку в предгорьях Вогезов — малопонятно. Эльзас — самый консервативный регион Франции, населённый протестантами, расистами, гомофобами и мизогинами. Эльзас — единственная область страны, где церковь не отделена от государства. Из года в год здесь голосуют за Национальный фронт, при этом отказываясь от национальной культуры и языка в пользу провинциального германофильства. Человеку трансгрессивных взглядов Эльзас справедливо покажется сущим адом. Здесь чистенькие фасады украшает вечная герань, а комендантский час уже с шести вечера, здесь под выходом в свет подразумевают посещение воскресной проповеди, а единственной допустимой слабостью считается чревоугодие, зато искусство — делом греховным. Как говорил отец Бовэ, не выезжавший из Фальсбурга дальше Страсбурга: «Кино, да там сплошные педерасты».

И вот его сын, «кинематографист и педераст» 46 лет, безработный депрессивный мужчина рыхлой наружности, способный только лежать на убогом диване в убогой гостиной и днями напролёт смотреть чужие фильмы, решает — чтобы окончательно не сойти с ума или, наоборот, поймать неминуемое безумие за хвост — вести видеодневник. Из суточной дозы — от трёх до пяти картин: скандинавского порно, советских производственных драм, спагетти-вестернов, серии Z — он примется монтировать свою историю. В тщетной надежде её таким образом переписать. Все эти картины, которыми он пичкает себя, как героиновый наркоман, кажутся ему не окном в огромный мир, а зеркалом из тех, что украшают комнаты для допросов в полицейском участке. Они не отвлекают, они ставят перед Бовэ один и тот же упрямый вопрос. Стоит ли жизнь таких мучений? Стоит ли оттягивать время? Почему не прекратить эту боль прямо сейчас?


Ленин в октябре и Чаплин в большом городе, Самурай на набережной Орфевр и Жанна Дильман — чуть севернее, на набережной Коммерс — молча кивают головой Бовэ, как бы подтверждая его самые страшные подозрения: не стоит пытаться, не стоит противиться смерти. Да и отец, явившийся испускать дух, словно король Лир, к самому жалкому из трёх сыновей, прежде чем отдать богу душу, шепнул на ухо: «Сдавайся, и будешь наконец свободен».

А тем временем за зимой наступило лето и принесло новые смерти. 14 июля кровь пролилась в Ницце, поглощённой футболом нации пришлось отвлечься на настоящую драму, ту, в которой целящийся, в отличие от Антуана Гризмана, никогда не промахивается, идёт напролом. Бовэ стало понятно, что продолжать свой монолог уже не безумие, а элементарная трусость. Что с пленэра пора возвращаться в города, что как бы ни были отвратительны живые, они всё же лучше мёртвых. Что пена дней для того и нужна, чтобы смыть с тебя боль, камуфлировать шрамы. Что жизнь после смерти есть — это искусство, а кино — лучший способ воскреснуть.

Так родился «Не подумай, что я кричу» — не фильм, а крик, но не думайте, что о помощи. Это «Крик» Мунка, тихий ужас перед внешним уродством и внутренним бессилием. Это также исповедь сына века, записки из мёртвого дома и путешествие на край ночи. Туда уходят за ответами, а находят только новые вопросы, оттуда обычно не возвращаются, ведь из всех вопросов единственный важный — о самоубийстве, но Бовэ повезло. Он вернулся сам и вернул нам позабытое чувство счастья — от свидания тет-а-тет с кинематографом.

Читайте также
«Предатель»: эталонная гангстерская драма от классика европейского кино
Все говорят об «Ирландце» Мартина Скорсезе, но в 2019-м был снят как минимум один гангстерский фильм, способный побороться за статус главн...
Тает в руках и во рту: «Матиас и Максим» Ксавье Долана
В российском прокате — восьмой фильм тридцатилетнего канадца Ксавье Долана, рифмующийся своим названием со знаменитым брендом шоколадных конфет...
Модный приговор: в чём проблема новых «Ангелов Чарли»
Анастасия Сенченко посмотрела главный феминистский экшн этой осени, обновлённых «Ангелов Чарли» за авторством актрисы и режиссёра Элизабет Бэнкс, и&...
Плата за «Грех»: в прокате фильм Кончаловского про Микеланджело
Гордей Петрик посмотрел амбициозный апокриф режиссёра Андрея Кончаловского и продюсера Алишера Усманова и задумался о том, как изменилась жизнь...
Старая волна: в прокате «Француз» Андрея Смирнова
В неожиданно широкий прокат выходит первый за восемь лет (и второй за без малого 40) фильм Андрея Смирнова «Француз» — как говор...
«Марианна и Леонард: Слова любви»: гений прелюбодействует
В скромном но оттого ещё более ценном прокате — «Марианна и Леонард: Слова любви», документальный фильм о Леонарде Коэне и Марианне Илен — музе поэ...
Также рекомендуем
Проходимец в расшитом камзоле.
Зинаида Пронченко о том, стоит ли идти в кино на социальную трагикомедию французских кассовых рекордсменов Оливье Накаша...
Поди разбери, хищна она, хрупка или всё вместе.
Проходимец в расшитом камзоле.
Зинаида Пронченко о том, стоит ли идти в кино на социальную трагикомедию французских кассовых рекордсменов Оливье Накаша...
Поди разбери, хищна она, хрупка или всё вместе.

Последние новости

Петербуржский кинотеатр «Англетер» закроется на реновацию
Обновлённый зал откроет свои двери следующей весной.
00:00