С 27 февраля на телеканале Showtime (в России — на «Амедиатеке») идёт первый сезон «На взводе: Битва за Uber» — сериала об основателе компании Uber Трэвисе Каланике (его играет Джозеф Гордон-Левитт). Тимур Алиев рассказывает, каким получился новый проект Брайана Коппельмана и Дэвида Левина, шоураннеров финансовой драмы «Миллиарды».
На собеседовании Каланик задаёт соискателям один ключевой вопрос, который должен показать, что из себя представляет претендент (дословно: «Ты засранец?»). Согласно видению гендиректора Uber, в компании могут работать люди исключительного склада — не только ума, но и самопрезентации. Сериал Коппельмана и Левина с первых минут даёт понять: перед нами ни много ни мало легендарная личность, оставившая свой след в истории. Кстати, ещё до премьеры «На взводе» продлили на второй сезон — продолжение будет посвящено компании Facebook*, также изменившей мир.
История «Битвы за Uber» переносит зрителя в самое начало — к первым шагам героя Гордона-Левитта, который ещё не обрёл могущество и не вкусил плоды славы и успеха. Через несколько лет Uber «перевернёт игру» — буквально откроет новую страницу в истории индустрии перевозок. Но сейчас, в 2011-м, Каланик пытается выделиться на фоне сотен стартапов Силиконовой Долины и ищет состоятельного инвестора, который поверил бы в его фантастические и амбициозные идеи.
По воле случая главным инвестором Uber становится Билл Герли (вечно хмурый Кайл Чандлер исполнил, кажется, одну из лучших ролей второго плана в своей карьере). За отношениями CEO Uber и инвестиционного наставника, коим Трэвис некоторое время считает Билла, наблюдать по меньшей мере увлекательно — сериал то и дело сталкивает лбами интересы топ-менеджеров. Каждый вроде как хочет изменить мир, не потеряв вложенные деньги и команду профессионалов. Но методы, которыми Трэвис и Билл пытаются добиться желаемого, зачастую противоположны.
История харизматичного и скандального Трэвиса Каланика неизбежно вызовет ассоциации с другими технологическими гигантами Америки вроде Марка Цукерберга и Стива Джобса. В Каланике — во всяком случае, в образе, который презентует Джозеф Гордон-Левитт, — кажется, объединились эти двое. От Цукерберга (хотя не только от него) здесь явная нацеленность на наивысший результат, ради которого можно пожертвовать всем остальным, — неслучайно соратница Каланика после расставания бросает: «Значит, я была твоей первой инвестицией?» От Джобса — нетривиальный подход к маркетингу и умение «оптимизировать» чужие идеи.
Отношение к людям не как к личностям, а как к человеческому ресурсу — черта, присущая многим, кто достиг небывалых успехов в своих областях. Как и в «Миллиардах», Брайан Коппельман и Дэвид Левин сталкивают человеческое с материальным. Что важнее, лояльность команды или расширение географии работы приложения? Здоровая конкуренция или сбор данных о водителях? Большие инвестиции или жизни сотрудников? Ответы на эти вопросы в мире Каланика всегда будут в пользу бизнеса.
Конечно, на первом плане в сериале торжествует Джозеф Гордон-Левитт. Это одновременно и сила, и слабость проекта. Когда Джозеф исчезает из кадра, вместе с ним пропадает и всякий интерес — второй план в «Битве за Uber» не работает от слова «совсем», в первых эпизодах даже работники Uber сливаются в одного коллективного подчинённого Трэвиса. Не сказать, что именитый актёр перешёл на новую ступень карьеры — Каланик здесь будто списан с того же Джобса в исполнении Майкла Фассбендера. Разве что вместо чёрной водолазки — клетчатые рубашки и уложенная гелем причёска. Кстати, так же как и Дэнни Бойл, авторы сериала не проходят классический путь байопика от рождения до смерти. Коппельман и Левин опираются на главные исторические вехи — не столько компании, сколько судьбы Трэвиса Каланика внутри неё.
Удивительным образом создателям удаётся пробудить в зрителях зачатки эмпатии к откровенно отрицательному персонажу. В Каланике нет ничего, что ассоциируется с рядовым гуманизмом. Его стратегия ведения дел, которую в середине 2010-х пресса охарактеризовала тезисом «выиграть любой ценой», лишь отталкивает от него людей, которые оказывались в какой-либо степени близости. Абсолютная безжалостность — как к государственным системам регулирования транспорта, так и к водителям, сотрудникам и инвесторам — главная черта авторитарного диктатора Каланика, который при любом удобном случае готов выйти на тропу войны.
Примечательно, что вместе с дурной репутацией капитализация Uber продолжала расти. Что, впрочем, не привело Трэвиса Каланика к вершине персонального успеха. Закрепившееся позиционирование токсичной маскулинности и «братского культа», который процветал в Uber, повлекло за собой отстранение Каланика. История падения Трэвиса столь же драматична, как и отстранение Цукерберга, Джобса и многих других персонажей от мира технологий последнего десятилетия. В первом эпизоде Трэвис проговаривает свою мечту: «Хочу стать вторым Безосом». Сегодня поколение новых гениев, мечтающих повторить этот головокружительный успех, кажется, задумывается об этике и экологичности своих компаний. Дождёмся ли мы новых технологических революций на рынке товаров и услуг в таких «тепличных» условиях — вопрос открытый.