«На взводе: Битва за Uber» с Джозефом Гордоном-Левиттом

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

С 27 февраля на телеканале Showtime (в России — на «Амедиатеке») идёт первый сезон «На взводе: Битва за Uber» — сериала об основателе компании Uber Трэвисе Каланике (его играет Джозеф Гордон-Левитт). Тимур Алиев рассказывает, каким получился новый проект Брайана Коппельмана и Дэвида Левина, шоураннеров финансовой драмы «Миллиарды».

На собеседовании Каланик задаёт соискателям один ключевой вопрос, который должен показать, что из себя представляет претендент (дословно: «Ты засранец?»). Согласно видению гендиректора Uber, в компании могут работать люди исключительного склада — не только ума, но и самопрезентации. Сериал Коппельмана и Левина с первых минут даёт понять: перед нами ни много ни мало легендарная личность, оставившая свой след в истории. Кстати, ещё до премьеры «На взводе» продлили на второй сезон — продолжение будет посвящено компании Facebook*, также изменившей мир.

История «Битвы за Uber» переносит зрителя в самое начало — к первым шагам героя Гордона-Левитта, который ещё не обрёл могущество и не вкусил плоды славы и успеха. Через несколько лет Uber «перевернёт игру» — буквально откроет новую страницу в истории индустрии перевозок. Но сейчас, в 2011-м, Каланик пытается выделиться на фоне сотен стартапов Силиконовой Долины и ищет состоятельного инвестора, который поверил бы в его фантастические и амбициозные идеи.

Кадр из сериала «Битва за Uber»
Кадр из сериала «Битва за Uber»

По воле случая главным инвестором Uber становится Билл Герли (вечно хмурый Кайл Чандлер исполнил, кажется, одну из лучших ролей второго плана в своей карьере). За отношениями CEO Uber и инвестиционного наставника, коим Трэвис некоторое время считает Билла, наблюдать по меньшей мере увлекательно — сериал то и дело сталкивает лбами интересы топ-менеджеров. Каждый вроде как хочет изменить мир, не потеряв вложенные деньги и команду профессионалов. Но методы, которыми Трэвис и Билл пытаются добиться желаемого, зачастую противоположны.

История харизматичного и скандального Трэвиса Каланика неизбежно вызовет ассоциации с другими технологическими гигантами Америки вроде Марка Цукерберга и Стива Джобса. В Каланике — во всяком случае, в образе, который презентует Джозеф Гордон-Левитт, — кажется, объединились эти двое. От Цукерберга (хотя не только от него) здесь явная нацеленность на наивысший результат, ради которого можно пожертвовать всем остальным, — неслучайно соратница Каланика после расставания бросает: «Значит, я была твоей первой инвестицией?» От Джобса — нетривиальный подход к маркетингу и умение «оптимизировать» чужие идеи.

Отношение к людям не как к личностям, а как к человеческому ресурсу — черта, присущая многим, кто достиг небывалых успехов в своих областях. Как и в «Миллиардах», Брайан Коппельман и Дэвид Левин сталкивают человеческое с материальным. Что важнее, лояльность команды или расширение географии работы приложения? Здоровая конкуренция или сбор данных о водителях? Большие инвестиции или жизни сотрудников? Ответы на эти вопросы в мире Каланика всегда будут в пользу бизнеса.

Кадр из сериала «Битва за Uber»
Кадр из сериала «Битва за Uber»

Конечно, на первом плане в сериале торжествует Джозеф Гордон-Левитт. Это одновременно и сила, и слабость проекта. Когда Джозеф исчезает из кадра, вместе с ним пропадает и всякий интерес — второй план в «Битве за Uber» не работает от слова «совсем», в первых эпизодах даже работники Uber сливаются в одного коллективного подчинённого Трэвиса. Не сказать, что именитый актёр перешёл на новую ступень карьеры — Каланик здесь будто списан с того же Джобса в исполнении Майкла Фассбендера. Разве что вместо чёрной водолазки — клетчатые рубашки и уложенная гелем причёска. Кстати, так же как и Дэнни Бойл, авторы сериала не проходят классический путь байопика от рождения до смерти. Коппельман и Левин опираются на главные исторические вехи — не столько компании, сколько судьбы Трэвиса Каланика внутри неё.

Удивительным образом создателям удаётся пробудить в зрителях зачатки эмпатии к откровенно отрицательному персонажу. В Каланике нет ничего, что ассоциируется с рядовым гуманизмом. Его стратегия ведения дел, которую в середине 2010-х пресса охарактеризовала тезисом «выиграть любой ценой», лишь отталкивает от него людей, которые оказывались в какой-либо степени близости. Абсолютная безжалостность — как к государственным системам регулирования транспорта, так и к водителям, сотрудникам и инвесторам — главная черта авторитарного диктатора Каланика, который при любом удобном случае готов выйти на тропу войны.

Примечательно, что вместе с дурной репутацией капитализация Uber продолжала расти. Что, впрочем, не привело Трэвиса Каланика к вершине персонального успеха. Закрепившееся позиционирование токсичной маскулинности и «братского культа», который процветал в Uber, повлекло за собой отстранение Каланика. История падения Трэвиса столь же драматична, как и отстранение Цукерберга, Джобса и многих других персонажей от мира технологий последнего десятилетия. В первом эпизоде Трэвис проговаривает свою мечту: «Хочу стать вторым Безосом». Сегодня поколение новых гениев, мечтающих повторить этот головокружительный успех, кажется, задумывается об этике и экологичности своих компаний. Дождёмся ли мы новых технологических революций на рынке товаров и услуг в таких «тепличных» условиях — вопрос открытый.

Читайте также
Спуск в бездну: «История моей жены» Ильдико Эньеди
Новая работа постановщицы великолепной картины «О теле и душе».
«Герой» Асгара Фархади: без лишних слов
Вероника Хлебникова рассказывает о картине про то, что всё ещё благими намерениями ...
«Брат во всём» Александра Золотухина: Небо. Самолёт. Юноши
Ксения Реутова рассказывает о втором полнометражном фильме ученика Сокурова — «Брат...
«Сирано» Райта: мюзикл, где длинный нос исчез, а слова важнее музыки
Новая версия известной пьесы от Джо Райта.
По ту сторону «Удовольствия»: в прокате фильм про порноиндустрию
Без лишнего драматизма и романтизации.
«Камон Камон» Майка Миллса: добрый дядя Хоакин
Одинокий радиоведущий в исполнении Хоакина Феникса присматривает за 9-летним племян...
Также рекомендуем
От киберспортивных амбиций к голливудскому размаху.
Всех потеснила экранизация компьютерной игры.
Достаём двойные листочки и записываем сериалы, которые мы будем смотреть в октябре. Татьяна Алёшичева сов...
От киберспортивных амбиций к голливудскому размаху.
Всех потеснила экранизация компьютерной игры.
Достаём двойные листочки и записываем сериалы, которые мы будем смотреть в октябре. Татьяна Алёшичева сов...

Последние новости

«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
00:00