На Netflix вышла фантастическая комедия Адама МакКея «Не смотрите наверх». Достаточно только взглянуть на каст фильма, чтобы причислить его к самым ожидаемым новинкам уходящего года. Максим Ершов считает политическую сатиру американского режиссёра чрезмерной, но в то же время признаётся, что наблюдать за толпой звёзд в нелепых ролях весело.
Профессор астрономии доктор Рэндалл Минди (Леонардо ДиКаприо) и его аспирантка Кейт Диабиаски (Дженнифер Лоуренс) из университета Мичиган Стейт замечают в звёздном небе комету радиусом 5-10 км, которая ровно через 6 месяцев и 14 дней столкнётся с Землёй. Человечество перестанет существовать как вид, да и планета, какой мы её знаем, исчезнет. Оба учёных в шоке. Они спешат назначить встречу с президентом США (Мэрил Стрип). Та гораздо больше интересуется предстоящими выборами и своими рейтингами, потому советует подождать и всё ещё раз проанализировать. Доктор Минди и Кейт идут на смехотворное ток-шоу, где глобальная катастрофа отходит на второй план после счастливого воссоединения известного диджея (Кид Кади) и поп-звезды (Ариана Гранде). Кажется, мир сошёл с ума. В течение двух часов учёные будут пытаться достучаться до беспечных и неверующих землян.
Наснимавшись вдоволь грубоватых и пошловатых комедий с Уиллом Ферреллом, режиссёр и сценарист Адам МакКей стал чуть более серьёзным и благополучно вошёл в элиту голливудских авторов.
После «Игры на понижение» (за неё МакКей получил «Оскар» в номинации «Лучший адаптированный сценарий») о финансовом кризисе 2008 года и «Власти» с толстым Кристианом Бэйлом в роли одиозного Дика Чейни он совершенно спокойно забивает свою новую картину звёздами под завязку. Сильно накрашенная Кейт Бланшетт и Тайлер Перри составляют звёздную пару ведущих ток-шоу. Марк Райлэнс с пугающе белыми зубами играет блаженного технологического миллиардера-визионера (жирные и лобовые пародии на Стива Джобса, Илона Маска и не только), который очень хочет нажиться даже на глобальной катастрофе, при этом сохранив каким-то образом статус гения-гуманиста. Рон Перлман, как Брюс Уиллис в «Армагеддоне», отправляется спасать человечество, а при любом удобном случае поливает грязью мигрантов, меньшинства и либералов. Джона Хилл — сын президента и глава её администрации — много смеётся, делит всех людей на бедных и богатых, а в минуты катарсиса читает молитву классным вещам, которые умрут вместе с человечеством. Тимоти Шаламе становится скейтером-бродягой, влюбившимся в Кейт. ДиКаприо и Лоуренс, которые в последние годы снимаются преступно мало, украшают фильм. С другой стороны, у них значительно больше экранного времени, чем у других звёзд. Тем удаётся разве что ярко подсветить один — максимум два людских порока. Да, конечно, каждый справляется на ура.
Проще всего сказать, что МакКей продолжает свои упражнения в политической сатире, в очередной раз жёстко проходясь по американскому истеблишменту и капитализму в целом. Сложнее понять, зачем он вообще это делает. Наблюдать за конвульсиями страны перед угрозой апокалипсиса в меру интересно, но ведь сразу же можно сказать, что, как и всегда на экране, перед реальной угрозой смерти человечество выставит себя далеко не лучшим образом. Каждый сам за себя, а комета против всех. Смертный приговор выносится всем: и реднекам, и богачам, и молодым, и старым. И эта мизантропия уже давно не должна удивлять зрителей — наш мир и так довольно безумен, нужно лишь чуть-чуть повернуть ручку регулятора абсурда, как всё вокруг скатывается в памфлет и фарс. Но режиссёр «Не смотрите наверх» и не боится перехода к этим жанрам.
В падающем на Землю небесном теле и попытках человечества примириться с неминуемым (хотя многие отказываются верить) просматриваются черты и пандемии коронавируса (люди до последнего сомневаются, что это всё не фейк-ньюс, а потом некоторые из них спешно прячутся по наспех построенным бункерам), и проблемы глобального потепления (правительства закрывают на реальные природные изменения глаза и долго что-то обсуждают, проходят годы). Но слишком увлекаясь высмеиванием социальных сетей, лидеров общественного мнения, глуповатых политиков-популистов и прочих карикатурных персонажей, режиссёр безвозвратно теряет серьёзность своей тональности. «Не смотрите наверх» трудно рассматривать как проекцию реальных проблем человечества на выдуманные обстоятельства, потому что МакКей сразу же отказывается от какого-либо глубокого анализа. Ему неинтересно разбираться в том, почему американцы (а все остальные нации вынесены за скобки) так долго отказываются верить фактам, а прячутся за смехотворными небылицами, неинтересно искать выходы из на самом деле трагической атомизированности общества.
В лучшие свои моменты фильм предстаёт удачным набором скетчей из очередного выпуска SNL, в худшие — актёры мировой величины несмешно шутят и почти смиренно ждут конца света. Наверное, для Netflix такой фильм всё равно большой успех: узнаваемые лица, комедия с намёком на интеллектуальность и актуальность, развлекательная подача. Но вот наградной сезон наверняка пронесётся мимо этого фильма. МакКей пытается повторить успех «Игры на понижение», тиражируя одни и те же приёмы в рамках различных американских незадач. На этот раз выходит и не очень смешно, и не очень страшно. Кометой нас не напугать, а смеяться, когда мир летит в тартарары, уже не хочется.