После долгой вереницы отсрочек игровая адаптация анимационной ленты «Мулан» 1998 года выходит на сервисе Disney+, а в России — на экранах кинотеатров. Тимур Алиев рассказывает об очередном эксперименте студии Disney с адаптацией анимации под игровое кино, размышляет, какой получилась обновлённая версия китайской легенды о Хуа Мулан.
Великой Империи, возглавляемой Сыном Солнца (Джет Ли, которого сразу в гриме и не узнаешь), снова грозит опасность. Кочевники-жужане с севера (такая вот лексическая забава) объединились под предводительством жестокого Бори Хана (Джейсон Скотт Ли), его ведут месть за убитого отца и таинственная ведьма (Гун Ли), помогающая кочевнику в непростом деле. Чтобы противостоять угрозе, Император призывает на сборы со всех китайских земель по одному мужчине. Однако в семье Хуа единственный мужчина — отец Мулан, который бывал на полях сражений и вернулся оттуда с серьёзной травмой ноги. Намереваясь спасти упрямого родителя, Хуа Мулан (Лю Ифэй) забирает его доспехи и оружие. Рискуя навлечь позор на себя и весь свой род, девушка пускается во все тяжкие китайской армейской жизни, в которой нет места женскому полу.
Студия полностью убрала линию дракончика Мушу, голос которому когда-то подарил Эдди Мёрфи. Также Disney решили сократить любовную линию Мулан с сослуживцем Ченом Хонхуем (в мультфильме — Ли Шанг). Из новоприбывших в кадре — сестра главной героини Сю, добавленная, по заявлениям студии, чтобы подчеркнуть контраст между «утончённой леди» и неудержимой озорницей Мулан. Эти изменения вполне естественны. Боссы студии не оставили надежд заполучить азиатский рынок, потому от мультфильма конца 90-х, в своё время совершенно не принятого местной аудиторией, хотелось стилистически откреститься.
Корпорация продолжает реанимировать классические анимационные истории, превращая их в игровой конструкт. Этот «паровоз» и не думает останавливаться, примерно раз в квартал выдавая миру новости о новых планах. Однако «Мулан» на фоне тех же «Красавицы и чудовища», «Дамбо» или «Аладдина» — проект, стоящий чуть в стороне. На первый взгляд ленту хочется сразу же обвинить в двух вещах: навязчивом стремлении «зайти» азиатской аудитории и отсутствии «жизни» в кадре. Если с первым западному зрителю смириться в век капитализма и наживы не составляет труда, то со вторым некоторые проблемы имеются вне зависимости от географического контекста. Да, восточный колорит с первых же минут бросается в глаза, а актёрский каст из кожи вон лезет, чтобы впечатлить зрителя, ввергнув его в водоворот истории о доблести и чести. Однако за глянцевой картинкой порой не увидеть ни любви, ни тоски, ни жалости. Акценты, расставляемые режиссёром, в некоторых эпизодах не работают, застревают на несущественных деталях.
Игровая адаптация в целом работает не хуже, но и не лучше среднестатистического конвейерного анимационного ремейка студии. Даже если вы не смотрели мультфильм, предугадать развитие сюжета не составит труда. К тому же в киноверсии «Мулан», в отличие от «коллег» по ремейкам, обошлись без элементов мюзикла, заложенных в мультфильме. От этого история Хуа Мулан только выиграла, избавившись от тягучих («Холодное сердце 2», где песни занимали чуть ли не 50% хронометража) и криповых («Король Лев», где пели компьютерные животные) музыкальных перебивок. Не боится Ники Каро и экспериментировать с мультижанровостью, разбавляя каноничный экшн и комедийными вставками, и фэнтезийными элементами, и лирической драмой. На фоне предыдущих проектов Disney, перебравшихся из анимации в игровое кино, «Мулан» смотрится намного увереннее и привлекательнее. Но как самостоятельный фильм без привязки к «коллегам» и мультфильму картину есть за что упрекнуть.
Одна из основных претензий к киноверсии — абсолютно хаотичный монтаж. Иногда сцены прерываются именно тогда, когда по логике событий нас ждёт некая кульминация. Но монтажёр ленты Дэвид Колсон просто не позволяет этому случиться, вставляя одну склейку за другой. Фильм едва набирает обороты, предлагая зрителю насладиться пейзажными панорамами, пёстрыми костюмами героев или масштабными сражениями с кочевниками. Но приходит (нет, не дракон) монтажёр Колсон, и мы наблюдаем лишь бездумную нарезку разных ракурсов, разрушающую аутентичную атмосферу «Мулан» подчистую. Больше всего от «таланта» монтажёра пострадала хореография боевых сцен, а ведь именно ей создатели хотели уделить больше внимания, подчеркнув, что Хуа Мулан — не просто отважная девушка, обладающая мужеством, но и воин, умело управляющий энергией Ци. По сюжету, энергия живёт в каждом живом существе (привет, «Звёздные войны»), но далеко не каждый в состоянии обуздать её и подчинить своей воле.
Несмотря на технические неурядицы, «Мулан» на сегодняшний день — одна из лучших игровых адаптаций Disney. Лента вновь обращается к вечным и универсальным темам, ловко запечатав их в «коробку» семейного блокбастера. Помимо этого, кино не забывает и о современной повестке, обращаясь к вопросу инаковости женщины в патриархальном мире. Режиссёр чётко проводит грань между позициями «Знай своё место» и «Займи своё место». Мулан на протяжении фильма отчётливо демонстрирует движение ко второй, оставляя глянцевых принцесс, мечтающих о встрече с принцем, на задворках истории.