22 июня в российский прокат выходит этно-триллер «Микулай» с Виктором Сухоруковым в заглавной роли. Это дебютная картина режиссёра Ильшата Рахимбая, которую сразу же после премьеры на прошлогоднем Московском международном кинофестивале окрестили российским «Солнцестоянием». Максим Ершов отмечает богатый визуальный ряд и многослойную проблематику фильма.
В тихую кряшенскую деревню Сарсазкул приезжает молодой врач Иван (Иван Добронравов). В татарской глуши живёт его отец Микулай (Виктор Сухоруков), которого парень никогда не видел. Иван быстро встречает родственника и пытается уговорить уехать из Богом забытого места. Микулай сопротивляется. Куда же он поедет, когда дома его ждёт беременная жена Настя (Екатерина Агеева)? И все жители Сарсазкула любят и уважают Микулая. Пожилой мужчина уверен, что без него односельчане пропадут. Вскоре Иван понимает, что отец никуда не уедет, но и у сына будут проблемы с тем, чтобы покинуть деревню.
«Микулай» — полнометражный дебют Ильшата Рахимбая, который в 2014 году снял короткий метр «Гастарбайтер». Картина в незаконченном варианте была показана на прошлогоднем ММКФ, но долго шла к зрителям, поскольку создатели не могли найти средств на завершение работы. Помогли в том числе сборы на краудфандинговой платформе. Оператором картины выступил Юрий Данилов, снимавший как клипы популярных исполнителей для артистов лейбла Black Star и Serebro, так и массовое кино — комедию «Булки» и драмеди «Юра дворник». На сегодняшний день «Микулай» — самая запоминающаяся работа Данилова.
В основе фильма лежит одноимённая пьеса татарского драматурга Мансура Гилязова, который рос в деревне кряшен. Кряшены (крещёные татары) — татары волжского и уральского регионов, исповедующие православие. Пьеса ставилась в театрах республики Татарстан, но до премьеры фильма не была известна на федеральном уровне. На самом деле произведение представляет собой монолог пожилого Микулая. Текст заинтересовал молодого автора Ильшата Рахимбая, и по совету Тимура Бекмамбетова сценарий наполнили другие герои, которых не было в пьесе Гилязова.
Режиссёр признаётся, что до работы над фильмом не смотрел ни «Солнцестояния» Ари Астера, ни «Плетёного человека» Робина Харди — культовых хорроров об опасных обрядах незнакомых религиозных общин. Визуально «Микулай» очень напоминает жанровых предшественников, но автор с уважением относится к кряшенам, не пытаясь выставить их в неприглядном свете. В кадре народные костюмы, аутентичная музыка и татарский язык.
С первых же минут и чужеземец Иван, и зрители понимают, что в Сарсазкуле творится какая-то чертовщина. Микулай с удовольствием водит сына из одного дома в другой, знакомит с местными, но деревенские жители только молчат и не выказывают никаких эмоций. Жизнь в глухом месте остановилась. Только Микулай пытается сделать вид, что всё нормально, и в нетерпении ждёт рождения ребёнка. Может быть, даже получится Ивана уговорить здесь остаться.
Главная звезда «Микулая» — Виктор Сухоруков, которому давно не попадались столь любопытные и сложные персонажи. Актёр до сих пор любим зрителям в основном за балабановские картины двадцатилетней давности. Фильма Рахимбая доказывает, что Сухоруков по-прежнему в хорошей форме. Также хочется отметить Варвару Шмыкову, играющую деревенскую обольстительницу Анфису, мать Ивана.
Не так давно на HBO выходил мини-сериал «Третий день» с Джудом Лоу в главной роли. Конечно, колорит у британского сериала совсем другой, но драматургически картина Рахимбая следует законам загадочного жанра. Зрители видят мир вокруг глазами Ивана. Всё неизвестное пугает. Автор подбрасывает внимательным зрителям подсказки, но только к середине повествования раскрывается драма Микулая, который давно живёт одними только иллюзиями и отказывается мириться с суровой реальностью. И несмотря на визуальную насыщенность, накал страстей после того, как становится очевидно, что же происходит в татарской глуши, чуть спадает.
В России редко появляется региональное кино. Выделяются разве что якутские фильмы Дмитрия Давыдова, Степана Бурнашёва, Владимира Мункуева и Любови Борисовой, но это феномен последних лет. Отрадно видеть, что снимаются картины, глубоко укоренённые в других регионах нашей страны. И несмотря на кряшенский колорит, «Микулай» — не этнографическое кино, а фильм, говорящий об универсальных проблемах. На примере частной истории раскрывается трагедия утраты культуры малых народов и исчезновения с географических карт крошечных населённых пунктов. Деревня постепенно умирает, молодёжь переезжает в город, всё унифицируется, истоки забываются.
«Микулай» — любопытный сплав авторского и жанрового кино. Его интересно смотреть и как триллер о странных делах в диковинной деревне, и как драму конкретного человека, за которой прячется глобальная трагедия. За дальнейшим творчеством самобытного Ильшата Рахимбая точно стоит понаблюдать.