«Чёрное зеркало»: Чарли Брукер против цифровой эксплуатации

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Чёрное зеркало» (Black Mirror), шоураннер Чарли Брукер, 2011-.../Netflix

15 июня на стриминговой площадке Netflix стартовал шестой по счёту сезон научно-фантастической антологии «Чёрное зеркало». Шоураннер Чарли Брукер вновь раскрывает самые жуткие человеческие пороки через призму цифровых технологий. Сюжет новых эпизодов скачет от современных реалий к недалёкому будущему и даже альтернативному прошлому. Оля Смолина рассказывает, каким получилось новое «Чёрное зеркало» и стоит ли в него смотреть.

После не самого удачного пятого сезона, вышедшего летом 2019 года, Чарли Брукер решил существенно переосмыслить концепцию шоу. За своё более чем десятилетнее существование «Чёрное зеркало» умудрялось держать планку как сериал-антиутопия, сфокусированный на пагубном влиянии массовых коммуникаций на сознание людей. После того как права на проект перешли к стримингу Netflix, Брукер растерял существенную часть своей знаменитой английской сатиры: в последних сезонах «Чёрного зеркала» злободневный чёрный юмор всё чаще перемежался беззубой социальной сатирой. Поклонники антологии ожидаемо взбунтовались, однако доподлинно неизвестно, что именно подкосило сериал: творческий кризис сценариста или же новые требования американской корпорации.

«Чёрное зеркало» (Black Mirror), шоураннер Чарли Брукер, 2011-.../Netflix

Выдержав целых пять сезонов в едином научно-фантастическом жанре, к шестому сценарист всё-таки решился на небольшие эксперименты, расширив таким образом вселенную «Чёрного зеркала», а также подарив зрителям долгожданное обновление концепта. Первый эпизод, получивший название «Джоан ужасна», представляет собой классическую сатиру на общество потребления и идеально вписывается в атмосферу «Чёрного зеркала», одновременно задавая тему всему сезону. Стоит отметить, что впервые за историю шоу Брукер объединяет серии единой темой эксплуатации, раскрывая её в самых неожиданных ракурсах и формах: эксплуатация личности («Джоан ужасна»), личной трагедии («Лох Генри»), знаменитостей («Мэйзи Дэй»), чужого тела («За морем») и расовых меньшинств («Демон 79»).

Вопреки привычной парадигме, сразу два эпизода нового «Чёрного зеркала» разворачиваются в прошлом: действие «За морем» происходит в альтернативном 1969 году, когда двое астронавтов отправляются на специальную космическую миссию, оставляя вместо себя двух суррогатов; сюжет «Демона 79» разворачивается в 1979-м, главная героиня — страдающая от расовых притеснений индийская девушка, случайно заключившая пакт с демоном из параллельного мира. Вторая серия под названием «Лох Генри» тоже так или иначе апеллирует к прошлому, используя в качестве технологий старую телевизионную камеру и кассету VHS. К традиционным антиутопическим эпизодам «Чёрного зеркала» можно отнести «Джоан ужасна» и «Мэйзи Дэй». Первый рассказывает о женщине, чья жизнь послужила основой для нового сериала с Сальмой Хайек в главной роли; второй развивает историю о папарацци, которые преследуют известную актрису. В обоих случаях главные героини страдают от притеснений со стороны представителей массовых коммуникаций, которые демонстративно нарушают их личные границы. Вмешательство цифровых технологий в частную жизнь — проблема, которая с приходом дипфейков стала лишь ощутимее в современном медиапространстве, однако воспринимать серьёзно подобные месседжи со стороны Netflix просто не получается. Скандал вокруг сериала «Монстр: История Джеффри Дамера», создатели которого осознанно эксплуатировали личную трагедию родственников жертв милуокского маньяка, всё ещё жив в памяти большинства зрителей. Впрочем, лицемерие руководства Netflix можно оставить за кадром, в конце концов, «Чёрное зеркало» всегда воспринималось как личный проект сценариста Чарли Брукера, режиссёры и продюсеры которого выполняют роль второй скрипки.

«Чёрное зеркало» (Black Mirror), шоураннер Чарли Брукер, 2011-.../Netflix

К слову, режиссёрским неймдроппингом антология в этот раз не радует. В разное время эпизоды для «Чёрного зеркала» снимали Дэвид Слэйд, Джоди Фостер, Джон Хиллкоут, Джо Райт и Дэн Трахтенберг. Шестой же сезон может похвастаться лишь постановщиком «Бруклина» и «Щегла» Джоном Краули, который снял «За морем» — самый драматургически выверенный и эмоциональный эпизод, отсылающий к трагической истории Романа Полански и Шерон Тейт. Эта же серия может похвастаться самым шикарным звёздным составом в лице Аарона Пола, Кейт Мары, Рори Калкина и Джоша Хартнетта.

Каждый из эпизодов нового «Чёрного зеркала» также впервые за историю сериала получил собственную жанровую стилистику. Тон повествования антологии варьируется от сатирической комедии («Джоан ужасна») до классического хоррора («Демон 79»), в котором легко угадывается пародия на фильмы Питера Стрикленда. «Лох Генри», самая грустная серия шестого сезона, снята в духе скандинавских тру-крайм-шоу, обширной картотекой которых также славится Netflix.

«Чёрное зеркало» (Black Mirror), шоураннер Чарли Брукер, 2011-.../Netflix

В новой палитре «Чёрного зеркала» сложно узнать всенародно любимую антологию Чарли Брукера, однако предыдущий сезон сериала ясно дал понять, что вселенной пора расширяться. Уход от научно-фантастической концепции определённо пошёл «Чёрному зеркалу» на пользу — эпизоды «За морем» и «Демон 79» и вовсе выглядят как самостоятельные фильмы. Остаётся лишь надеяться, что в попытке вылепить из своего детища что-то новое Брукер не растеряет узнаваемый голос сериала, который всегда выделялся фоне других антологий. Пока «Чёрное зеркало» напоминает улучшенную версию «Сумеречной зоны» и «Кабинета редкостей Гильермо дель Торо» — а это не совсем то, что хотели бы видеть зрители.

Читайте также
«Тайлер Рейк: Операция по спасению 2»: эвакуируем «под ключ»
Если вдруг вы не видели первого «Тайлера Рейка» и боитесь, что вам будет сложно вкатиться в сиквел без знаний событий первой части, то спешим вас успокоить: «...
«Флэш»: Барри Аллен ломает мультивселенную
В это трудно поверить, но многострадальный «Флэш» наконец добрался до экранов. Виктор Непша посмотрел фильм и спешит вам о нём рассказать.Барри Аллен (Эзра Ми...
«Сквозь время»: очень туманные дела
На больших российских экранах можно посмотреть фантастический триллер «Сквозь время» с Виктором Добронравовым, Егором Корешковым, Софьей Присс и Егором Бероев...
По волнам дедовщины: «Снегирь» Бориса Хлебникова — мрачная история о конфликте поколений
В прокат выходит драма «Снегирь» — последнее детище творческого тандема режиссёра Бориса Хлебникова и сценаристки (и режиссёра) Наталии Мещаниновой. Фильм про...
«Стоп-слово»: игра в доминацию
Камерный триллер от режиссёра-дебютанта.
«Переводчик»: суровая мужская история от Гая Ричи
Крепкая история о суровом периоде.
Также рекомендуем
Компания «ИНОЕКИНО» выпустила в прокат отреставрированную версию шедевра Майкла Чимино «Охотник на оленей». Го...
Ксения Ильина рассказывает, каким получился фильм про бывшую звезду MMA
Компания «ИНОЕКИНО» выпустила в прокат отреставрированную версию шедевра Майкла Чимино «Охотник на оленей». Го...
Ксения Ильина рассказывает, каким получился фильм про бывшую звезду MMA

Последние новости

Новый кадр фильма «Муфаса: Король Лев»
Приквел одного из главных хитов Disney выйдет в зимние праздники.
Звезда «Йеллоустоуна» назвал финал сериала незабываемым
Ян Боэн считает концовку вестерн-драмы величайшей.
Киноадаптацию «Кровавого меридиана» напишет сценарист «Гладиатора»
Режиссёр «Дороги» вернётся к творчеству Кормака Маккарти.
Госпитализирован Харви Вайнштейн
Диагноз не сообщается.
00:00