10 марта на Netflix вышло полнометражное продолжение культового сериала о суровом лондонском инспекторе Джоне Лютере в исполнении непревзойдённого Идриса Эльбы. Отмеченный престижными наградами «Лютер» продержался 5 сезонов и благодаря любви фанатов не думает уходить с экранов окончательно. Анастасия Веселова разбирается в плюсах и минусах полнометражного продолжения.
«Лютер: Павшее солнце» — это комфортное зрелище с обаятельным Идрисом Эльбой, которое напоминает возвращение домой, даже если этот дом полон гротескных маньяков. Но действительно ли Netflix стоило превращать долгоиграющий сериал в полноценный двухчасовой фильм? Почему бы и нет.
Старший инспектор Джон Лютер возвращается в полнометражном продолжении спустя четыре года с момента выхода пятого сезона, чтобы разгадать новую загадку: из благополучной британской семьи пропадает юноша Каллум. В то же время полиция находит машину с мёртвой женщиной, которую годами хранили во льду только для того, чтобы явить её миру именно сейчас. Едва Лютер успевает дать обезумевшей от горя матери обещание, что найдёт её сына, как сам оказывается за решёткой. Оттуда ему приходится беспомощно наблюдать за грандиозной инсталляцией смерти: в Лондоне появляется новый злодей, который готовит масштабный театр инквизиции.
Режиссёр пятого сезона этого мрачного детектива Джейми Пейн присоединяется к полнометражному фильму и погружает Джона Лютера в атмосферу грязного, коррумпированного города, вникать в проблемы которого Шерлок Холмс счёл бы ниже своего достоинства. Приятно видеть возвращение харизматичного, депрессивного Идриса Эльбы к шерстяному пальто, в котором он может эффектно смотреть свысока на Лондон и его улицы, которые, как известно, — продолжение сточных канав, заполненных кровью. И тогда мрачное супергеройское пальто Джона Лютера обретает больше смысла, чем полицейская форма, в которой он ни разу не появлялся на экране.
Фильм устроен по принципу «больше, жёстче», но он достаточно обходителен по отношению к зрителю, чтобы его было увлекательно смотреть, даже если вы пропустили сезон-другой приключений уставшего детектива. Создатели напоминают, что Лютер — паршивая «аналоговая овца», офицер, которого нет в Сети, но каждый фанат сериала точно помнит все его «подвиги», которые герой совершал, пытаясь срезать острые углы, чтобы поймать преступника. Такой гибкий подход к правоохранительной системе, его двоемыслие — это не могло продолжаться вечно. Поэтому новый антагонист оборачивает главные хиты Лютера против него, делает их видимыми для правосудия — и запирает героя в тюрьме.
Стартуя как стандартный британский детектив, «Павшее солнце» вскоре начинает напоминать «Пилу», а затем превращается в боевик о побеге из тюрьмы, в котором Эльба демонстрирует талант экшн-героя и превосходно справляется с масштабной боевой сценой почти одним кадром, только чтобы вскоре оказаться в центре ещё более жестоких событий на Пикадилли. После пятого сезона у Лютера остаётся не так много соратников, которые пока не истекли кровью у него на руках, — поэтому к нему присоединяется бывший босс Мартин Шенк (Дермот Краули). Офицер на пенсии помогает детективу искать хладнокровного маньяка, в то же время он объединяет усилия со следователем Одетт (Синтия Эриво), чтобы не дать Лютеру поймать антагониста за руку. Оба эффектно перекидываются остротами в попытке уравновесить юмором крайне мрачную историю.
В этот раз им противостоит миллиардер в исполнении Энди Серкиса, который организует целую сеть шантажа в духе «Чёрного зеркала» в прямолинейном понимании технологий как инструмента проникновения за границы цифровой приватности. Противник Лютера — маньяк, который обожает дышать своим жертвам в затылки и коллекционировать их грехи. Он окончательно превращает британский детектив в скандинавский нуар и напоминает, что самый страшный монстр, возможно, находится в твоей кровати. Проблема в том, что Серкису не удержаться в роли нового Мориарти: этот персонаж со своим гротескным снежным особняком, камерами пыток и волосами, похожими на дурацкую шутку, не будоражит ум Лютера так, как это делала маниакальная Элис Морган (Рут Уилсон, о которой в фильме даже не вспоминают). По какой-то причине между Серкисом и Эльбой просто нет химии.
«Лютер: Павшее солнце» взвинчивает события и градус жестокости до той границы, когда страдающий детектив обнаруживает себя ослеплённым софитами героем снафф-порно. И всё же этот фильм по-своему уютный, сотканный из лучших деталей, которые возвышали «Лютера» над собственной схематичностью и превращали в насыщенный, очень британский триллер. К тому же теперь это ещё и эффектный боевик, который придаёт истории супергеройский оттенок и остроумно напоминает о роли Бонда, от которой Эльба решительно отказывается. В отличие от него, кажется, Лютера всё же ждёт свидание с М.
Выползающий из-под кровати вуайерист, психопат в маске Мэрилин Монро или цифровой фрик Энди Серкиса — все они превращают Лондон в мрачный Готэм, а Лютера — в Бэтмена. Хотя герою всегда было сложно следовать правилам, в его истории появляется терапевтический эффект: что, если Лютер, занимаясь любимым делом, в которое верил, всё это время просто смотрел не в ту сторону? Финал намекает, что из Лютера вполне может получиться ещё один «Хромой конь» или даже агент 007 — новый, равнодушный к мартини. Для зрителей же этот поворот выглядит как перезапуск киновселенной и обещание новых фильмов, из которых «Лютер: Павшее солнце» является лишь началом.