
6 марта на Wink стартует сериал «Между нами химия» дебютантки Карины Чувиковой. Но малоопытность постановщицы в сериале ничего не выдаёт. Более того: до онлайн-релиза проект добирается не с пустыми руками. На III фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» сериал выиграл в двух категориях: Чувикова была признана открытием смотра, а исполнившая главную роль Саша Бортич стала лучшей актрисой фестиваля. К долгожданному релизу кинокритик Елена Зархина рассказывает о шоу, которое умудряется говорить о неподъёмных вещах с воздушной лёгкостью и красотой.
Таня (Саша Бортич) — вдова и мама двух несовершеннолетних детей. О том, что папы больше нет, юные герои не знают: чтобы уберечь детскую психику, героиня вместо смерти придумала красивую историю о том, что родитель номер два отправился в космос. И если регулярно подниматься на крышу, можно налаживать с ним контакт. Дети в силу возраста маме охотно верят и лишних вопросов не задают. Только оказалось, что уберечь их от суровой правды жизни всё равно не удастся.
Однажды у Тани диагностируют рак с неутешительными прогнозами. Теперь работающая в такси героиня, не имеющая чужой поддержки, оказывается сразу перед двумя задачами: постараться спасти себя и придумать план «Б» для детей. На случай, если она не справится, нужно срочно постараться за год отыскать кандидата в мужья — надёжного, порядочного и любящего, — на которого можно было бы оставить младших. Альтернативные варианты вроде опеки сестры, чья семья не вызывает никакого доверия, или опеки дружественной семейной пары не кажутся рабочими.

Таня пускается в новое для себя «приключение»: чередует мучительные дни в онкоцентре с попыткой отыскать спутника жизни, которому будет не страшно доверить детей. В списке потенциальных кандидатов на звание отца года оказывается самый неожиданный состав: от ироничного лечащего врача (Евгений Сангаджиев) и добродушного соседа-лоботряса (Кузьма Котрелёв) до ухажёра из дейтингового приложения (Илья Лыков) и героя Никиты Ефремова, который здесь немного «с сюрпризом».
«Между нами химия» — плод большой совместной любви сразу трёх авторов: постановщицы Карины Чувиковой (до обучения в киношколе работала директором в магазине, но дерзнула резко поменять свою жизнь), а также сценаристок Юлии Гулян («Ника») и Евгении Хрипковой («Звоните ДиКаприо!»). То, что проект родился по взаимному чувству, ощущается с первых минут. Если в основе чего-то лежит любовь, поблизости должна быть и надежда. А потому, вопреки гнетущему старту, в котором Тане приходится взглянуть в глаза замаячившей на горизонте смерти, сериал ломает привычную жанровую схему и отказывается сгущать краски. И это сильно выделяет его на фоне соседей по теме.

Например, в «Бьютифул» Алехандро Гонсалеса Иньярриту герой Хавьера Бардема тоже сталкивается со смертельным диагнозом и тоже задаётся ключевым родительским вопросом в заданных обстоятельствах: что станет с моими детьми, когда меня уже не будет? Мужчина отчаянно слоняется по улицам гнетущей и совсем не открыточной Барселоны, обивая пороги знакомых, не готовых взять на себя ответственность за две чужие детские жизни. Но в бытовой драме с привкусом сильного анальгетика Иньярриту рассматривает экзистенциальный сюжет о том, что жизнь, конечно, подкидывает страшные испытания, однако есть во Вселенной и своя высшая справедливость. Правда, как весомо отмечал герой, Вселенная не заплатит за квартиру и не накормит осиротевших детей. А значит: доверяй миру, но не перекладывая на него свои обязанности.
В прошлогодней разрывной мелодраме «Время жить» героиня Флоренс Пью сталкивалась с подобной трагедией, но в несколько иных обстоятельствах. После неё оставалась не только маленькая дочь, но и любящий муж в исполнении Эндрю Гарфилда. Любимые, с которыми не хотелось расставаться, всё же оставались после неё вместе, оправдывая название фильма: после ухода дорогого человека оставшиеся обязаны жить за себя и за того, кого уже нет рядом.
«Между нами химия» примиряет в себе две крайности: не шутит со смертью, но не боится иронично подшутить над жизнью.
Даже название шоу звучит амбивалентно: оно и про химиотерапию, и про «химию» романтическую. В ужасе трагедии, обрушившейся на хрупкие плечи Тани, авторы проекта рассматривают те самые лучики надежды. Поиск потенциального супруга и отца героиня Саши Бортич превращает в захватывающий квест, в котором есть время плакать, но есть и время жить. Авторы сериала осознанно или случайно подводят зрителей к хорошей известной тезе: настоящая жизнь — это то, что происходит, пока мы строим планы. Таню же этот жизненный омут накрывает с головой: пока множатся проблемы вокруг, разрастаясь снежным комом, увеличивается и количество новых людей рядом, в компании которых смеяться смерти в лицо совсем не страшно.

Саша Бортич, выигравшая за эту работу актёрский приз «Нового сезона», и правда выглядит в своей роли максимально органично. Более того, прослеживается интересная тенденция: кажется, что женщины-режиссёры лучше раскрывают потенциал актрисы, видя в ней то, чего не видят режиссёры-мужчины. Так было и с дебютным для Бортич «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, взявшей в картину актрису без образования. Так было и в «Танцуй, Селёдка!» Александры Лупашко — в фильме героиня Бортич разбиралась в сложных отношениях с усопшим отцом, чей посмертный образ внезапно возник перед ней. И так получается в сериале Чувиковой — проекте про угрозу смерти, в котором торжествует жизнь. Бортич здесь живее всех живых: она сильная и ранимая, находчивая и потерянная, смелая и напуганная, решительная и запутавшаяся. Но она душа и живительная сила всей истории.
Делать истории, в которых тесно соседствуют трагедия и комедия, сложно. Часто есть риск не нащупать верный баланс и либо скатиться в фарс (не всегда уместный и удачный), либо свести всё к такой непроглядной драме, что разбежится даже самый выносливый зритель. Но проект Чувиковой снят так, как и подобает дебюту: с горящим, живым сердцем и отвагой новичка, тонко чувствующего все эмоциональные переливы сюжета. А потому «Между нами химия» ощущается проектом целебного свойства с понятным почерком «врача», то есть автора, выписывающего направление на выздоровление. И даже не столь важно, чем закончится сериал и личная история Тани. Важно, что в проекте Чувиковой так много любви, что она вытесняет прочь — а значит, побеждает — всякую вероятность триумфа смерти.