Лучшие рецензии всех времён: Роджер Эберт ругает Дэвида Линча

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золотую пальмовую ветвь», Роджер Эберт выпускает рецензию, в которой безудержно ругает не только фильм, но и режиссёра заодно. Дескать, Линч —обманщик, его новая лента и вовсе бульварная мелодрама и точно не заслуживает звания лучшего фильма Каннского кинофестиваля. Отдельные претензии у автора к сценам насилия, которыми изобилует картина. Но Роджера возмущает не это, а то, что режиссёру, по его мнению, не хватает смелости, чтобы проявить все свои тёмные фантазии на экране. Поэтому жестокие сцены мы смотрим будто бы сквозь дымовую завесу. В общем, Эберт неумолим.


Что-то во мне не принимает фильмы Дэвида Линча. Я осознаю и признаю это, но ничего не могу поделать. Я смотрю его фильмы и вижу его энергию и талант к визуальному, искры остроумия. Но фильм идёт, и во мне что-то закипает — возмущение, нежелание, сопротивление. И в конце «Синего бархата», и в конце «Диких сердцем» я был зол, как будто меня попытался надуть хитрый аферист.

Я в меньшинстве. «Синий бархат» (1986) провозгласили одним из лучших фильмов десятилетия. «Твин Пикс» Линча — культовый хит на ТВ. А теперь появились «Дикие сердцем», которые получили «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в этом году, что многие приветствовали, а некоторые освистали, в том числе я. Я не думаю, что это лучший фильм, который показали в Каннах в этом году (только посмотрите на Депардье в «Сирано»), собственно, я вообще не думаю, что это очень хороший фильм. В нём есть что-то отвратительное и манипулятивное, и даже лучшие сцены напоминают чувака на школьном дворе, который пытается показать тебе фотографии, на которые ты не хочешь смотреть.

Этот фильм — бульварная мелодрама, мыльная опера, эксплуатация, насмешка и автосатира. В нескольких сценах показано особенно отвратительное насилие, и фильм пытается оправдать его подростковым юмором: видите ли, это шутка, а если насилие вас оскорбляет, вы просто не поняли шутку. Насилие само по себе меня не оскорбляет. Но «Диким сердцем» не хватает мужества просто показывать насилие — фильм сразу готовит себе оправдания.


Возьмём, например, первую сцену, где на героя, Сейлора Рипли (Николас Кейдж), нападает чёрный мужчина на лестнице на вечеринке. Этот мужчина — наёмный убийца, нанятый Мариэттой Форчен (Дайан Ладд), злой матерью подружки Сейлора Лулы Пейс Форчен (Лора Дерн). Он нападает с ножом на Кейджа, чей персонаж — местная версия Элвиса Пресли с добавкой Джеймса Дина и Таба Хантера. Рипли выбивает у него оружие и жестоко избивает, яростно и тщательно. Он берёт его за волосы и бьёт головой об мраморный пол, пока кости не сломаются, не брызнет кровь и человек не умрёт. Затем Рипли неуверенно поднимается на ноги, приходит в себя, держась за перила, закуривает сигарету и смотрит вперёд, насупившись, тяжело переводя дыхание, с торчащей изо рта сигаретой.

Некоторые люди смеются над этой сцене. Им нравится, как всё здесь раздуто: Кейдж выглядит как злодей в немом фильме. Я не смеялся. Концовка показалась мне попыткой Линча ослабить насилие, попыткой оправдать расово заряженную сцену беззастенчивого зла. В фильме есть и другие подобные сцены. Например, та, где клерку отстреливают руку из ружья, и он ползает по полу, пытаясь её найти, и повторяет, что сейчас руки научились пришивать. Тут Линч показывает собаку, выбегающую из здания с окровавленной рукой в пасти. Это взято из «Телохранителя» Куросавы, но мало кто из зрителей считает эту отсылку.


А есть ещё сцена, где злодей (Уиллем Дефо) сносит себе голову выстрелом из ружья, и она пролетает по воздуху и подпрыгивает по земле. Это было уже слишком для MPAA, присваивающей рейтинги фильмам, и ассоциация пригрозила дать фильму рейтинг X. Но в кадр добавили дыма, чтобы не было так чётко видно, как голова отделяется от тела, и фильм смог всё-таки получить R. Уж не знаю, что мудрецы из MPAA думали о мозгах, размазанных по полу. Они присвоили фильму рейтинг R, а значит, его могут посмотреть дети любого возраста, если найдут кого-то, кто сможет проканать за взрослого сопровождающего. Помимо жестокости, «Дикие сердцем» также продолжают период женоненавистничества в творчестве Линча. У него особый талант к тому, чтобы унижать женщин в своих фильмах, и в этом случае его главная жертва — Дайан Ладд в роли Мариэтты Форчен, главной соблазнительницы и роковой женщины города. Все сцены с ней просто больно смотреть — как её снимают, что ей приходится делать и говорить. Даже Хичкок не был так жесток к своим актрисам. Лора Дерн — и в жизни дочь Дайан Ладд, и в фильме она тоже подвергается обычным унижениям. С тех пор как я увидел унижение Изабеллы Росселлини в «Синем бархате», я задавался вопросом, есть ли в искусстве Линча элемент, который выходит за рамки кино, личный фактор, который заставляет его использовать свою власть режиссёра для того, чтобы изображать женщин в особенно болезненном и оскорбительном свете.

Все эти раны и увечья подаются в рамках пародии, в которой Дерн и Кейдж играют молодых возлюбленных, бегущих от невероятных секретов прошлого и мести матери героини Дерн и её наёмников. Это фильм-путешествие, в роли колесницы — кабриолет T-Bird из 50-х, также присутствует много шуточек про куртку Рипли из змеиной кожи, его «личный символ индивидуальности». Кейдж сознательно подражает Пресли в своих репликах и даже несколько раз разражается песней, исполняя «Love Me Tender» с капота машины в кульминационной сцене.


Я посмотрел этот фильм два раза. Во второй раз он понравился мне даже меньше, чем в первый.Когда сюрпризы уже не удивляют, более чётко видишь метод. Как и «Синему бархату», этому фильму не хватает смелости, чтобы заявить о своих самых тёмных фантазиях. Линч облекает насилие в юмор, но это не стиль, а стратегия. Луис Бунюэль снимал такие весёлые извращённые и декадентские фильмы, о каких Линч может только мечтать, но ему хватало смелости заявить о себе. Линч как будто снимает по сценарию Бунюэля, переписанному Джерри Льюисом. Да, он хороший режиссёр. Если когда-нибудь он всё-таки снимет фильм о том, что правда у него на уме, не прячась за подростковым юмором и не прикрываясь «пародией», он может реализовать потенциал, который показал в «Голове-ластике». Но он любит награды за кассовые сборы, которые сопровождают его поп-сатиру, поэтому снимает такие нечестные фильмы, как этот. Поймите, я возражаю не против насилия. А против хитрых оправданий.

Читайте также
«Дикие сердцем»: небо в изумрудах 30 лет назад
19 мая 1990 года Дэвид Линч представил свой новый фильм «Дикие сердцем». В главных ролях — Николас Кейдж, Лора Дерн и Уиллем Дефо. На Канн...
Всё вам расскажи: «О бесконечности» Роя Андерссона — короткий фильм о том, что всё уже было
В цифровой прокат вышел  новый — и первый за пять лет — фильм Роя Андерссона «О бесконечности», получивший на прошлогоднем Венецианском кинофестивале при...
Лучшие рецензии всех времён: Босли Краузер о картине «Иваново детство»
28 июня 1963 года в  издании The New York Times вышел текст Босли Краузера о картине Андрея Тарковского «Иваново детство». Автор восхищается тем, как реж...
«Нормальные люди»: сериал vs книга
На российском «Кинопоиске HD» вслед за британским BBC One и американским Hulu вышел мини-сериал «Нормальные люди» — экранизация бестселлера Салли Руни о мучит...
Натали Вуд: виноваты звёзды?
История гибели актрисы Натали Вуд оставалась, да и остаётся загадкой уже более 35 лет. Смерть дочери русских эмигрантов вызывала не меньше...
«Голливуд» Райана Мёрфи: сентиментальное упражнение в альтернативной истории
На Netflix вышел мини-сериал «Голливуд», в котором послевоенные реалии американской киноиндустрии прогибаются под современную этику. Райан Мёрфи любовно переп...
Также рекомендуем
Максим Ершов разбирается в сложно устроенной мозаике.
Юлия Салихова объясняет, почему «Сыну» не удалось повторить успех дебюта драматурга.
Сегодня исполняется 70 лет Биллу Мюррею. Трудно сходу назвать ещё одного такого актёра, которому удалось снискать б...
Виктор Непша в своём еженедельном дайджесте разбирает главную новостную повестку иностранной прессы о кино. Не...
Максим Ершов разбирается в сложно устроенной мозаике.
Юлия Салихова объясняет, почему «Сыну» не удалось повторить успех дебюта драматурга.
Сегодня исполняется 70 лет Биллу Мюррею. Трудно сходу назвать ещё одного такого актёра, которому удалось снискать б...
Виктор Непша в своём еженедельном дайджесте разбирает главную новостную повестку иностранной прессы о кино. Не...

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
00:00