«Лихие»: сеанс токсичной маскулинности от Юрия Быкова, или очередной сериал про 1990-е

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Лихие», START

В онлайн-кинотеатре Okko вышли первые серии криминальной саги Юрия Быкова «Лихие» про то, как в девяностые убивали людей, а в двадцатых это всё ещё приходится расхлёбывать. О сериале рассказывает Антон Фомочкин.

Наши дни. Транспортировав не отлипающего от смартфона отпрыска (Вадим Филипченков) в школу у подножия Москва-сити — куда, судя по фиксации отечественных кинематографистов, ведут все дороги столицы, — его бойкая мать Лиза (Полина Максимова) теряет ребёнка из виду. Подростка посреди бела дня похищает свежеоткинувшийся отец Евгений Лиховцев (Евгений Ткачук) и увозит за тридевять земель, предположительно, на малую родину. Пока полиция не торопится вмешиваться во внутрисемейные разборки, Лизу от горстки успокоительных отвлекает экс-эфэсбэшник Игорь Кармазов (Гела Месхи), предлагая незамедлительно отправиться в путь-дорогу. Двадцать с лишним лет назад он уже посадил Лиховцева и теперь собирается повторить это на бис.

90-е. Павел Лиховцев (Артём Быстров), егерь, пчеловод, отец и обладатель выразительных усов, перевозит семью из деревни в Хабаровск по предложению успешно выбившегося в братки товарища (Александр Голубев). В городе мужчине по дружбе назначено сидеть за баранкой и возить бандитов. Но уже после первой стычки начальства с ячейкой корейских тхэквондистов Лиховцев влипает в ситуацию: сбежавший авторитет запомнил шофёра в лицо и готовит вендетту — как лично ему, так и непосредственно обидчикам. Павел наступательно решает проблему огнестрелом, в своей охотничьей сессии задействуя старшего сына Женю (Савелий Кудряшов). Приверженность Лиховцева-отца криминалу отравляет семью и наглухо травмирует ребенка. Женю пробирают панические атаки, мучает энурез, но он, не иначе как ради спартанского садомазохизма, предпочитает остаться с отцом, к совершеннолетию убеждая того, что оперился и готов пойти на дело.

 Как и всенародно любимый за показное моральное беспокойство «Дурак» или какой-нибудь одичавший «Сторож», «Лихие» балансируют на полюсах крайностей.

«Лихие», START

Стопроцентный быковский концентрат мужицкой хтони в сериальном эквиваленте (ещё и про 1990-е, так что проще удавиться), тягостный, как несколько выпитых подряд чекушек этилового спирта, уличное купание в тридцатиградусный мороз или удар сковородой по голове (aka любая бытовуха).

В кадре герои либо бурчат под нос так, что не разберёшь, либо вопят, что ужаленные роем лиховцевских пчёл. Обещанное сюжетом осуждение токсично-маскулинных моделей воспитания — это прекрасно, да только в искренность намерений верится с трудом, ведь, следуя ровно тем же поведенческим паттернам, в беспределе варились герои предыдущих быковских фильмов.

В «Лихих» нет чёрной, беспросветной бескомпромиссности, которая могла бы сработать как дисклеймер. Основанный на реальной истории отца, втянувшего сына в ОПГ, сюжет размягчён драматургической компромиссностью, которая будто подсмотрена в пособиях Роберта Макки. Быстров вновь играет «дурака» из рабочего класса, которого провинциальная доля гасит с ноги в солнечное сплетение. Сахар на селе дороже мёда. Семью надо кормить. Да и вообще, вместо того чтобы рыться в просрочке, пора брать судьбу за рога — рубить бабки и жить красиво. Чтобы наверняка, Лиховцев-старший сквозь зубы цедит методичку рабочего класса о высосавших людскую кровь депутатах. Такой непутёвый родитель может сколько угодно унижать сына фразой «нервы — это не болезнь», предлагая гасить панические атаки самостоятельно, — постоянный быковский зритель не только оправдает героя, он ещё и руку ему при встрече пожмёт.

 При всех благих намерениях поиграть в поколенческое предостережение здешние страшилки о девяностых обрастают иллюстративностью густой самопародии.

«Лихие», START

Ненамеренный комизм «Лихих» мог бы бесшовно вылиться в гэг, где у Жени после первого отцовского «дела» мигом пробились пышные лиховцевские усы. Увы, всё ограничивается кричащей удалью заправского селфхарма, который в мире Быкова, как правило, подменял принцип жизни на оголённых нервах. Например, Кармазов переигрывает сторчавшихся дальнобоев (выведывая информацию) тем, что разбивает себе о лоб бутылку. «Нет у вас ни прав, ни голоса» — хрипит ищейка, уверенно угрожая водилам уголовкой за импровизированное нападение, разыгранное в традиции героя Эдварда Нортона из «Бойцовского клуба».

Рассечённый лоб не стоит сэкономленного времени, но жизнь в России, судя по «Лихим», складывается в знак бесконечности безнадёги — так что надо ловить момент, пока не случилось чего хуже. Торопятся и все остальные герои, да так, что сценарные допущения спрессовывают многие другие линии сериала. Всего за две встречи отношения подросшего Жени и его вернувшейся в Хабаровск знакомой детства Лизы (в юности — Анна Завтур) переходят в страдальческую стадию «зачем ты мучаешь себя и меня». То же случается на ниве дружбы, когда мальчишкой Лиховцев-младший вытащил из воды депутатского сына и за пару посиделок стал вхож в его дом. Одним словом, лихо.

«Лихие», START

Последний раз экранный экскурс в отечественные девяностые обладал незаурядной перспективой (и вообще имел какой-то смысл) в 2019 году. В акоповском «Быке» фигурировали все те же атрибуты времени, что и в «Лихих»: вещающий по ТВ Ельцин, кислотные молодёжные вечеринки, дети, смотрящие на полыхающие насильственные костры. Только оценку эпохе, вспоминая отрочество, давал выросший в те годы мальчишка. Ощущение тревоги передавалось на уровне бессознательных впечатлений, когда беззаботную игру в догонялки мог прервать выбежавший из соседнего двора полуживой бандит. В сериале Быкова никакой примечательной оптики нет — 90-е здесь сродни окровавленным призрачным жмурам, которых видит Женя (приём, мягко говоря, чудовищный), — сначала мозолят глаза, а потом ничего, привыкаешь.

Читайте также
Рецензия на триллер «Еретик»: квест в поисках веры
Религиозный триллер с поп-культурными отсылками.
Марш в невесомости: рецензия на драму «Вечная зима»
«Два гаража, квартира трёшка, дача, машина — хорошо живём».
Рецензия на сериал «Пингвин»: король подземного Готэма
История восхождения среднего игрока к вершинам криминального мира.
Рецензия на драму «Дайте шоу»: как нельзя снимать про культуру насилия
Почему совместный проект «Иви» и Kion оказался неудачным.
Счастливы вместе: рецензия на драму «Время жить»
Внезапный камбэк в эру сентиментальных мелодрам.
Рецензия на четвёртый сезон сериала «Убийства в одном здании»: двойники и дублёры
Любимый сериал не изменяет себе, но долго разгоняется.
Также рекомендуем
О двух мультфильмах, показанных на старейшем киносмотре России.
О ярких примерах кино про становление героя или героини.
В повторный прокат вышла картина «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского. Разобранн...
О двух мультфильмах, показанных на старейшем киносмотре России.
О ярких примерах кино про становление героя или героини.
В повторный прокат вышла картина «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского. Разобранн...

Последние новости

Вышел свежий трейлер «Секретного уровня»
Анимационных альманах по популярным видеоигровым вселенным выйдет на Prime Video.
Герои и злодеи «Соника 3» на свежих кадрах
Ещё больше ежа Шэдоу и доктора Роботника.
00:00