Итальяно-американская драма «Ламборгини: Человек-легенда» — это биографическая картина, посвящённая становлению бизнеса Ферруччо Ламборгини. Тимур Алиев разбирается, как режиссёр Роберт Мореско показывает жизнь и карьеру создателя одной из самых красивых и быстрых легковых машин в мире.
«Я хочу оставить мою фамилию в истории. Нашу фамилию», — заявляет юный Ферруччо (Романо Реджани) отцу, копаясь на огороде родной фермы. Молодой человек возвращается домой после Второй мировой войны; в семье Ламборгини, помимо Ферруччо, растут двое его братьев. На войне он был механиком и теперь «многое знает об автомобилях», о чём также сообщает отцу.
Как будто бы вот-вот — и всё изменится. Вооружённый новыми знаниями, умениями и, что немаловажно, верой в себя, Ферруччо вместе со своим партнёром намеревается буквально перевернуть область сельскохозяйственной техники. Наблюдая за тем, каким трудом даётся работа на ферме его собственной семье, Ламборгини хочет изобрести более дешёвый и мощный трактор. Так появляется будущая компания Lamborghini Trattori.
Параллельно трудовой деятельности разворачивается персональная драма амбициозного изобретателя. Ферруччо сталкивается с рядом препятствий — от первого состояния, что будет вложено в предприятие по производству тракторов, до отношений, к которым он по сути не испытывает какой-либо тяги. Продюсер и режиссёр Роберт Мореско («Малышка на миллион», «Столкновение») рисует довольно скомканный, поверхностный портрет Ламборгини.
Если описывать главного героя в нескольких прилагательных, останется разве что «эгоистичный» и «целеустремлённый». К сожалению, «Ламборгини» не балует нас неординарными героями — основным мотиватором их слов и действий становится, как правило, одна «выпирающая» черта характера. Ко всему прочему, страдает и тон картины: из коротких, хаотично смонтированных отрезков, посвящённых личной жизни Ферруччо, его общению с родственниками и работе над тракторами, не складывается какой-либо композиции.
В мире байопиков о гениях (творцах либо маркетологах) — Стив Джобс, Рэй Крок, Марк Цукерберг etc. — всегда есть определённый «скелет» сюжета, общий концепт, от которого отталкивается кино. Кажется, Мореско решил пойти отработанному механизму наперекор: его Ламборгини (взрослую версию играет Фрэнк Грилло) — отталкивающий от себя эгоцентрик, который хочет достичь не просто успеха, а настоящего величия. Мотивационный спич о том, что нужно делать что угодно ради этой цели — казаться сумасшедшим, тратить безумные деньги, рисковать человеческой жизнью, — звучит в этом фильме дважды.
Зрители практически не увидят, какой ценой даётся Ламборгини и его партнёрам достижение успеха. Отчего фильм превращается в фантасмагоричную оду консервативной теории про «успешный успех». Сталкиваясь несколько раз с судьбоносным выбором (семья или работа, дружба или работа), Ферруччо неизменно выбирает второе. На его пути к величию нет никаких поблажек — ни себе, ни окружающим. Нечто подобное мы наблюдали в кино не раз, но авторы будто высосали эмоции из картины — с помощью всё тех же несуразных монтажных склеек и аляповатых музыкальных вставок, не вполне подходящих представленным в кадре событиям.
В определённый момент «Ламборгини» поднимает планку, вводя в повествование (пусть и эпизодично) Гэбриела Бирна в роли Энцо Феррари.
Для протокола: именно конфликт Ферруччо с Энцо (и последовавшая после этого общения обида — Феррари назвал Ламборгини фермером, ничего не смыслящим в спортивных автомобилях) и подтолкнул первого к созданию абсолютно новых легковых машин. Это самая удачная часть картины: Мореско позволяет себе и юмористические нотки, и лёгкость, которой так не хватает суровому маскулинному фильму о больших и сложных механизмах.
Увы, даже талантливым актёрам нужно что-то играть, а в «Ламборгини» ни Бирну, ни Грилло практически негде развернуться. Запертые в салонах своих спортивных тачек, взрослые основатели двух итальянских автоконцернов соревнуются между собой, разгоняясь на пустой дороге.