14 декабря в прокат выходит основанная на реальных событиях спортивная драма «Крецул» дебютантки Александры Лихачёвой. Это очень самобытное кино про потерявшего зрение спортсмена-чемпиона, которому удаётся избежать многих клише и расширить границы традиционных спортивных байопиков. Кинокритик Елена Зархина рассказывает про этот удивительный фильм, уверенно выигрывающий на своём жанровом поле.
Конец 1990-х, Кишинёв. В кадре вся узнаваемая атрибутика времени: голод, мрак и беззаконие. «Крецул» если и не развивается в той же вселенной, что сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», то определённо где-то очень рядом с ним. Истории разделяют почти 10 лет, но приметы эпохи одинаковые: парни кучкуются стаями, ходят в спортивных костюмах, а опасность поджидает тебя буквально за поворотом. Только в «Крецуле» вместо криминальных разборок — это злой рок в виде КамАЗа, с которым ты встречаешься на встречной полосе. Однако, как и нашумевший сериал Жоры Крыжовникова, «Крецул» наслаждается эпохой, но отказывается её романтизировать (и демонизировать тоже: время как время, люди жили как умели, страшные вещи случались).
Главный герой Олег Крецул (реальный спортсмен-дзюдоист и многократный чемпион, его сыграл «новый Серкан Болат» Никита Волков) возвращается со своей первой в жизни Олимпиады. Его встречают семья и друзья, и ещё большой вопрос, кто рад его возвращению и спортивным успехам больше.
Кажется, что близкий друг и соратник Крецула Виталий Глигор (он помогал с написанием сценария, а в фильме его сыграл Сергей Волков) — главный фанат Олега. Это очень красивая дружба двух мужчин, которой не требуются ни клятвы, ни слово пацана — преданность Олега и Виталия друг другу очевидна без слов.
После возвращения домой Олег женится, но в медовый месяц попадает с женой Светланой в автомобильную аварию. Супруга спортсмена погибает, а Олега медики чудом вытаскивают с того света, но спасти ему зрение не удаётся. Страшное испытание все переживают одинаково болезненно: близкие Крецула не знают, как сказать ему про смерть жены и как утешить, сам герой не понимает, зачем теперь жить.
Ответ приходит в лице Виталия, решительно настроенного оказать другу всю необходимую помощь в жизни и на ринге. Виталий предлагает Олегу подготовиться к следующим Паралимпийским играм, к которым будет тренировать его лично. Олег, который всё ещё адаптируется к жизни в темноте, соглашается, хотя их путь к заветному чемпионству будет ожидаемо непрост.
«Крецул» в соревновании за зрительские сердца побеждает сразу в нескольких весовых категориях. Во-первых, у фильма очень зрелая режиссура дебютантки Александры Лихачёвой, до этого снявшей документальную картину «Длинное. Чёрное. Облако опускается». В ней тоже шла речь про двух героев в поисках смысла жизни, который они обретали на Олимпиаде 2014 года, только в качестве не участников, а зрителей. В «Крецуле» Лихачёва очень точно расставляет акценты, избегает дешёвой сентиментальности, а в своих сильных с виду героях находит болевые точки, уязвимость, благодаря которой они выглядят живыми людьми, а не сказочными богатырями.
Ценно и то, как Лихачёва снимает в финале выступления Крецула на Паралимпиаде. Они показаны без привычного для нового российского кино спортивного пафоса, превращающего любое соревнование в военное сражение, в котором соперник — всегда немного расчеловеченный монстр, а не такой же живой человек.
Вторая удача ленты — актёрские работы Никиты и Сергея Волковых. Каждый из них проделал важную работу, изучив реальных прототипов своих героев, чтобы точно воспроизвести их повадки, манеру речи и взаимодействие друг с другом. Настоящая заслуга обоих артистов — то, с какой честностью и сдержанностью они играют Олега и Виталия. Никита и Сергей даже выглядят как братья, родные друг другу люди, для которых настоящая дружба выше самых ценных спортивных наград. Этим героям может быть больно, они могут испытывать растерянность.
Одни из лучших сцен фильма — когда незрячий Олег остаётся в одиночестве на шумной улице, заново познавая мир с помощью звуков; а также сцены, в которых Виталий остаётся наедине со своими мыслями: актёр Сергей Волков ювелирно играет человека, который изо всех сил храбрится, но находится на пределе своих моральных сил.
В-третьих, у картины удивительный визуальный ряд, за который отвечает румынский оператор Мариус Пандуру («Один на один», «Безумное кино для взрослых»). Его камера аккуратно следует за героями, не вторгаясь в их личное пространство и не нарушая возникающую в кадре магию.
Молдавская фамилия Крецул звучит как название какого-то крепкого минерала, чего-то, что выдерживает внешнее давление, в чём есть сила. Александре Лихачёвой удаётся это ощущение передать. Её фильм — нестандартный спортивный байопик, который намеренно избегает многих жанровых клише. Напротив, это самобытный фильм о спортсмене, в котором человеческого больше, чем спортивного, а главные достижения происходят за пределами олимпийского ринга — в сердце человека (что никак не умаляет карьерных достижений Крецула). На финальных титрах невольно ловишь себя на мысли, что если и снимать пацанское кино, то таким: человечным, вдумчивым и чутким.