Сериалы октября-23: гид Татьяны Алёшичевой

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В октябре на стримингах вышли два сериала про кухню: «Уроки химии» про кулинарное шоу 50-х и «Точка кипения» про модный лондонский ресторан. Netflix показал детективный ужастик «Тела» в духе «Доктора Кто», а «Кинопоиск» — детектив про чекистов «Большой дом» в том же духе. Мистические ужасы «Падение дома Ашеров» и «Сожжённые девочки» традиционно были приурочены к Хэллоуину.

«Уроки химии» (Lessons in Chemistry, Apple TV+)

Миловидная блондинка Элизабет Зотт (Бри Ларсон явно подражает в этой роли стилю Грейс Келли) — талантливый и амбициозный учёный-химик, но на кафедре в исследовательском институте Гастингс её никто не принимает всерьёз и гоняют, как простую лаборантку: помой за мужчинами колбы и приготовь им кофе. На дворе начало 1950-х, и так ведут себя все мужчины, кроме местной учёной звезды Кэлвина Эванса (Люис Пулман, сын Билла Пулмана) — с ним у Элизабет завязываются отношения. Но судьба безжалостна: молодая женщина остаётся одна с ребёнком на руках. Чтобы заработать, она соглашается вести на местном канале кулинарное шоу, презрев научные амбиции, — о приготовлении блюд она рассказывает без сюсюканья, как учёный, объясняя домохозяйкам, какие химические процессы происходят при готовке. Став телезвездой и обретя статус и влияние в результате чудесного стечения обстоятельств, Элизабет возвращается к научной работе.

Феминистский посыл сериала прописан в сценарии крупными буквами и может раздражать зрителей, которые не любят, когда зрелища навязывают им идеологическую программу. Но эту навязчивость вполне компенсируют тёплый мелодраматический сюжет и работа декораторов и костюмеров — платьица, причёски, интерьеры и машины 50-х и 60-х годов выглядят в сериале изумительно.

«Точка кипения» (Boiling Point, ВВС)

В 2022 году в прокат вышел одноимённый британский фильм про шеф-повара модного лондонского ресторана на грани нервного срыва. Он был снят как будто «одним планом» (монтажных склеек не видно, но на самом деле фильм снимался два дня, так что в нём как минимум два плана, состоящих из непрерывного движения камеры) и показывал один день из жизни шефа Энди Джонса (Стивен Грэм). Вот он приходит в ресторан подшофе, не может организовать слаженную работу команды, одну из посетительниц с аллергией увозят на скорой, и в финале этого напряжённого дня Энди сваливается с сердечным приступом. Сериал продолжает историю: теперь рестораном управляет Карли (Винетт Робинсон), работавшая у Энди су-шефом, — талантливая и, в отличие от алкоголика Энди, организованная и ответственная. Но у неё никак не получается совладать с окружающим хаосом: кухня модного ресторана — как поле боя, и так каждый день: су-шеф увольняется, ломается посудомоечная машина, кондитер пытается покончить с собой, а инвесторы не дают денег. Действие развивается стремительно, борьба Карли с энтропией выглядит как заправский триллер. Вдобавок по этому сериалу можно проводить корпоративные тренинги с разбором полётов — что и когда Карли и её команда сделали не так и как им удавалось (или не удавалось!) исправлять собственные косяки.

«Тела» (Bodies, Netflix)

Ещё один сериал со Стивеном Грэмом — в роли правителя тоталитарного режима, возникшего в Англии на руинах погибшей цивилизации. По сюжету в 2023 году в Лондоне произошла апокалиптического масштаба катастрофа — серия страшных взрывов с тысячами погибших. Тот же Грэм играет и богатого финансиста в викторианском Лондоне 1890 года: он сколотил состояние на биржевых ставках, увлекается спиритизмом и каким-то образом причастен к странному убийству в Уайтчепеле, где старательный инспектор Хилингхед (Кайл Соллер) находит труп обнажённого мужчины со странной татуировкой на руке. Тот же труп в том же месте обнаруживает в Лондоне 1941 года коррумпированный инспектор Уайтман (Джейкоб Форчун-Ллойд), в 2023 году — сержант полиции Шахара Хасан (Амака Окафор), а в 2053 — отважная полицейская Мейплвуд (Шира Хаас).

Чем ближе полицейские на каждом временном отрезке будут подходить к разгадке убийства, тем очевиднее станет, что оно связано с перемещениями во времени. Такими штуками изобилует классический британский сериал «Доктор Кто», который в начале своего существования в 1960-е использовал путешествия в разные периоды истории Англии, чтобы помочь школьникам изучать эту историю в занимательной форме (в разных эпизодах «Доктора» тоже вписаны в сюжет викторианский период, бомбёжки Лондона во время Второй мировой и, конечно, будущее). Беда «Тел» только в том, что разгадка детектива оказывается скучнее самого занимательного действия.

«Большой дом» («Кинопоиск»)

Сериал Егора Кончаловского про ленинградских чекистов — своего рода наш «Доктор Кто»: сквозь время там никто не бегает, но действие развивается параллельно в двух временных пластах. Во время блокады Ленинграда молодой агент НКВД Миша Широков (Илья Коробко) борется с бывшей белогвардейской контрой, которая хочет сдать город немцам. Во главе операции стоит граф Строганов-младший (Никита Волков), с которым предстоит схлестнуться Мише, — он едва не погибает тогда. Спустя четверть века, в 1965-м, свидетельница сообщает заматеревшему подполковнику КГБ Широкову (Борис Хвошнянский), что видела «Графа» в Ленинграде. Она не ошиблась: когда-то сбежавший от чекистов Строганов (Артур Ваха) возвращается в СССР для диверсии. Вместе с подручными он хочет похитить и перевезти в Америку знаменитого физика-ядерщика — на уговоры времени нет, и старика планируют погрузить в самолёт и переправить за границу насильно. С помощью заслуженного генерала Еремеева (Виталий Кищенко), который когда-то учил Мишу оперативной работе, команда Широкова выходит на след диверсантов.

«Большой дом», очевидно, подражает советскому классическому канону — телефильму «Место встречи изменить нельзя», но выглядит так, будто «Место встречи» снимал Дэвид Линч: Широков повсюду таскает с собой пробитый пулей том дантова «Ада», злодеи произносят монологи на фоне красных занавесок, будто провалившись в Чёрный вигвам, а от изображения блокадного и послевоенного Ленинграда откровенно сквозит какой-то мистикой.

«Падение дома Ашеров» (The Fall of the House Usher, Netflix)

Если сюрреальный «Большой дом» стал главным сюрпризом месяца, то новое творение Майка Флэнагана на Netflix — главным разочарованием. Как обычно у Флэнагана, в фокусе история деструктивной семьи, вокруг которой творится ужас. Шестеро наследников фармацевтического короля Родерика Ашера (Брюс Гринвуд) погибают один за другим в течение недели. Вывести самого Ашера на чистую воду пытается въедливый федерал Огюст Дюпен (Карл Ламбли) — он давно висит на хвосте у Ашеров, пытаясь посадить их на скамью подсудимых как организаторов «опиоидного кризиса»: их гигантская фармкомпания продавала опиоиды под видом обычных обезболивающих. На самом деле в реальной жизни именно это проделало знаменитое семейство Саклеров, и про опиоидный кризис уже сняли два сериала — «Ломку» с Майклом Китоном и «Побочный эффект: Смерть» с Мэттью Бродериком. Но Майка Флэнагана интересует не социальная справедливость (никто из Саклеров так и не был осуждён), а мистическое прочтение сюжета. Название каждой серии отсылает к одному из рассказов Эдгара По, и в сериале в изобилии использованы его мотивы.

В каждой серии умирает по одному несимпатичному наследнику, и вдобавок сквозь серии тянется сквозной детективный сюжет — Родерик подозревает, что в семье завелась «крыса», которая работает на правительство и хочет сдать его федералам. Но результат совершенно не впечатляет: как будто из сериала «Наследники» (драматургически безупречного!) неловко слепили пародию — детектив средней руки с вялой загадкой. Особенно провально выглядят отсылки к творчеству По — от сериала по мотивам великого мистика и поэта хотелось бы какой-то немотивированной жути, а тут не смешно и не страшно.

«Сожжённые девочки» (The Burning Girls, Paramount+)

Если сериал Флэнагана получился бедноватым по части жути, то в британских «Сожжённых девочках» искусно дозированная жуть присутствует в изобилии, хотя сериал построен на типичных мотивах: ведьмы, экзорцизм, гнилые аристократы, священники-ренегаты и злые обыватели.

В тихую деревушку Чепел Крофт прибывает новый викарий-женщина (Саманта Мортон), её зовут Джек Брукс, поэтому в деревне ждут священника-мужчину. Когда-то Джек была замужем за служителем церкви, и её преподобного супруга убил прямо в церкви какой-то сумасшедший. Теперь она хочет начать новую жизнь в Чепел Крофте после Ноттингема, где её репутация была подмочена после неудачного обряда экзорцизма. Вместе с ней в деревню приезжает её дочь-подросток Фло (Руби Стоукс), страстно увлечённая фотографией, — а в Чепел Крофте оказывается немало жутковатых местечек для фотографирования. В 1550 году здесь сожгли, обвинив в колдовстве, двух несовершеннолетних девочек, и местные жители убеждают Джек, что их призраки являются живым перед намечающимся несчастьем. Предыдущий священник увлекался этой историей, а в результате покончил с собой. Ещё он интересовался двумя пропавшими 30 лет назад пубертатными девицами, которых в округе считали распущенными, — сбежали они из дома, не выдержав травли, или погибли — до сих пор загадка.

Здесь детектив искусно переплетён с мистикой, и по части красочной, загадочной и жуткой атмосферы у сериала всё в порядке: Джек, как заправский бесогон Джон Константин, выходит на борьбу со злом. Но оказывается, что оно необязательно имеет сверхъестественные корни: сожжённые на излёте Средневековья девчонки, как и сбежавшие от поношений набожных соседей подростки 1960-х, были не злом, а жертвами зла.

Читайте также
Не только Чендлер: 5 ролей Мэттью Перри
Нетипичные и типичные роли одного из главных комедиантов кино.
Итоги фестиваля «Послание к человеку»: сомалийская тюрьма и российский цирк
От трогательного драмеди «Фрау» до документалки «Колбаса Митрофана Аксёнова».
Злые духи, опасные путешествия во времени и ужасы взросления: страшные и смешные хорроры к Хэллоуину
Увлекательные новинки жанра, на которые стоит обратить внимание.
10 новых документальных фильмов, которые стоит посмотреть
Вспоминаем отличные документальные новинки, на которые стоит обратить внимание.
Сны о советском кино и поиски этрусских богатств: итоги фестиваля «КАРО.Арт»
Самые яркие картины смотра, которые доберутся до российского кинопроката.
Также рекомендуем
«Историю пишут победители» — может, поэтому «правильная» документалистика, а вслед за ней и игровое кино, сплошь фиксиру...
Красочный пародийный мюзикл со следами «новой этики», чеховская драма на курорте, польский детективный нуар,...
На Netflix состоялась премьера новой картины Спайка Ли «Пятеро одной крови». Фильм рассказывает о&n...
Сериал «Сквозь снег» Джоша Фридмена («Война миров», «Терминатор: Тёмные судьбы») и Грэма Мэнсона («Куб», «Тёмное ди...
«Историю пишут победители» — может, поэтому «правильная» документалистика, а вслед за ней и игровое кино, сплошь фиксиру...
Красочный пародийный мюзикл со следами «новой этики», чеховская драма на курорте, польский детективный нуар,...
На Netflix состоялась премьера новой картины Спайка Ли «Пятеро одной крови». Фильм рассказывает о&n...
Сериал «Сквозь снег» Джоша Фридмена («Война миров», «Терминатор: Тёмные судьбы») и Грэма Мэнсона («Куб», «Тёмное ди...

Последние новости

Фестиваль ORIGINAL+ объявил победителей
Главный приз получила драма «Неверные».

Новый промо-ролик драмы «Онегин»
С прочтением письма Татьяны от современных поэтесс.
Уэнделл Пирс сыграет Перри Уайта в «Супермене» Джеймса Ганна
Ранее эта роль принадлежала Лоренсу Фишбёрну.
Промо-ролик фильма ужасов «Воображаемый друг»
Про детские игрушки с ужасающей тайной.
Полина Максимова и Дмитрий Чеботарёв на новых кадрах «Адама и Евы»
Романтическая комедия стартует в кинотеатрах с 7 марта.
00:00