Два цвета: красота современных чёрно-белых фильмов

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Небраска»

Максим Ершов рассказывает о живописных чёрно-белых фильмах, которые стоит посмотреть хотя бы ради виртуозной операторской работы. 

«Небраска», реж. Александр Пэйн, 2013

Ворчливый пожилой алкоголик с первыми признаками Альцгеймера Вуди (Брюс Дёрн) получает «письмо счастья». В Линкольне, штат Небраска, его якобы ждёт выигранный в лотерею 1 миллион долларов. Все родственники твердят старику, что никакого денежного приза нет и никуда ехать не надо. Вуди готов дойти до Линкольна пешком, но раз за разом бредущего дедушку замечают знакомые и возвращают домой. Младший сын Дэвид (Уилл Форте) решает, что остаётся только пойти у отца на поводу и отвезти его до Небраски. Чтобы сам убедился, что всё это лишь рекламный трюк. И пусть в конце пути нет никакой денежной награды, Вуди и Дэвид хотя бы лучше узнают друг друга.

Александр Пэйн известен своими тихими картинами об одноэтажной Америке. Чёрно-белое изображение только подчёркивает меланхоличное настроение роуд-муви, но в то же время и живописует красоту маленьких населённых пунктов, разбросанных по обе стороны шоссе. С другой стороны, монохромная палитра делает небо Небраски бесконечным, а маленькая трагедия (пусть и с комедийными эпизодами) приобретает эпический размах. Не зря среди шести номинаций фильма на «Оскар» одну из номинаций — за операторскую работу — получил и Фидон Папамайкл.


«Маяк», реж. Роберт Эггерс, 2019

Кадр из фильма «Маяк»

Последние годы XIX века, маленький скалистый остров в нескольких десятках километров от берега Новой Англии. Сюда работать помощником смотрителя приезжает молодой человек по имени Эфраим Уинслоу (Роберт Паттинсон). Его начальником становится бородатый и ворчливый старик Томас Уэйк (Уиллем Дефо), который питает к источнику света нездоровую любовь. Погода в этих краях стоит суровая, корабли с провизией приплывают к берегам острова нечасто, а от одиночества можно легко сойти с ума. К тому же от скуки и Эфраим, и Томас ежевечерне прикладываются к бутылке.

После успеха «Ведьмы» Роберт Эггерс закрепил свой успех, сняв «Маяк». Этот хоррор укрепил его в заслуженном статусе одного из главных мастеров ужаса. Премьера неуютной и изысканно сделанной картины состоялась в «Двухнедельнике режиссёров» Канн. При написании сценария Эггерс вдохновлялся произведениями Говарда Филлипса Лавкрафта и Эдгара Аллана По, а также морскими и античными мифами и реальными историями сошедших с ума или навсегда пропавших смотрителей маяка. «Маяк» в строгой и старомодной форме — речь не только о чёрно-белом изображении, но и 35-миллиметровой плёнке и почти квадратном соотношении сторон. Камера Джарина Блашке вместе с саундтреком Марка Корвена создаёт уникальную и реалистичную вселенную, в которой точно не хочется оказаться вместе с двумя безумцами.


«Браво!», реж. Раду Жуде, 2015

Валахия (юг современной Румынии, между Южными Карпатами и Дунаем), XIX век. В стране до сих пор царят феодально-вассальные отношения. Жестокий и влиятельный барин Йордаке (Александру Дабиджа) нанимает полицейского Костандина (Теодор Корбан) найти и доставить в имение беглого крепостного, цыгана Карфина (Тома Кузин), необдуманно согрешившего с боярыней. В поисках предполагаемого преступника Костандина сопровождает его щуплый сынуля Ионицэ (Михай Команойу). Стражи порядка обнаруживают беглеца, но сталкиваются с моральной дилеммой: ведь вернуть цыгана хозяину — значит обречь несчастного на пытки и смерть. Длительное совместное путешествие по лесам, горам и полям Валахии сближает Костандина и Карфина.

За шесть лет до победы на Берлинском фестивале Раду Жуде уже участвовал в основном конкурсе с истерном «Браво!». Он принёс румынскому автору «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. Жуде никогда не боялся рассказывать о самых страшных и непопулярных страницах в истории родной страны. Большая часть его соотечественников хотела бы о них забыть. Вместе с оператором Мариусом Пандуру он создаёт удушающую и несвободную атмосферу, а ведь большая часть действия развивается на огромных степных пространствах. До Валахии западноевропейские порядки дойти ещё не успели, потому рядом с рабством соседствуют дискриминация и издевательства над евреями и цыганами. Чёрно-белое изображение и переносит зрителей почти на двести лет назад, и слегка сглаживает происходящие на экране ужасы.


«Ида», реж. Павел Павликовский, 2013

Кадр из фильма «Ида»
Кадр из фильма «Ида»

Социалистическая Польша, 1960-е годы. Ида (Агата Тшебуховская), послушница католического монастыря, накануне пострига выясняет, что она еврейка, а её родители погибли во время войны. Никого ближе тёти Ванды (Агата Кулеша), в прошлом прокурора на политических процессах, у Иды нет. Вместе они отправляются в незнакомую девушке родную деревню, чтобы узнать трагические подробности судьбы их семьи.

Павел Павликовский уже давно живёт в Лондоне. В 90-е он снимал документальные фильмы о России. Среди них «Путешествие Достоевского» и «Путешествие с Жириновским». «Ида» — первый фильм поляка, снятый на родине. Сначала картина завоевала пять наград Европейской киноакадемии, а затем и «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Тема Холокоста в фильме важная, но не главная. Подана она исключительно деликатно: без спекулятивности, но и ни в коем случае не легкомысленно. Павликовскому интереснее следить за своей немногословной героиней, которая всю жизнь была Анной, а оказалась Идой Лебенштейн. В одну секунду на её плечи ложится многовековой груз страданий родного народа. В «Иде» мало диалогов, а потому особую роль играет строгая и сдержанная операторская работа опытного Рышарда Ленчевского и более молодого Лукаша Зала. После успеха «Иды» Зал стал востребован во всём мире. Именно он снял «Довлатова» Алексея Германа — младшего и «Думаю, как всё закончить» Чарли Кауфмана. А сейчас Зал работает над новым фильмом Джонатана Глейзера («Побудь в моей шкуре»).


«Соль Земли», реж. Джулиано Рибейру Сальгаду, Вим Вендерс, 2014

Кадр из фильма «Соль Земли»

Себастьян Сальгадо — один из наиболее известных и уважаемых фотожурналистов мира. При этом бразилец, безусловно, занимается искусством, пусть даже зачастую выполняет заказы редакций разных изданий. Документальная картина Вима Вендерса состоит из завораживающих дух фотографий Сальгадо с его закадровым голосом и интервью автора. Бразилец был свидетелем колоссальных трагедий в истории человечества: геноцида в Руанде, ужасающих нефтяных пожаров в Кувейте и гражданской войны в Югославии. В то же время Сальгадо не перестал любить родную планету. Также его героями становились моржи на берегу Северного Ледовитого океана, индейцы Южной Америки и рабочие в СССР. Фотографии Сальгадо обычно превращаются в серию — своего рода слайд-шоу. Они заведомо невероятно кинематографичны. Эти работы одинаково великолепно смотрятся как в залах музеев мира, так и на больших экранах.

В последние годы Вим Вендерс не снимает выдающихся или даже хоть сколько-нибудь запоминающихся игровых фильмов, при этом создаёт замечательные документальные ленты. Соавтором «Соли Земли» стал сын великого фотографа. Учитывая, что снимки Сальгадо чёрно-белые, нет ничего удивительного в том, что и картина о нём и его творчестве выдержана в той же стилистике. К любым героям своих фоторабот бразильский мастер относится с огромной эмпатией, состраданием и любовью. Этих чувств сегодня так не хватает нашему миру.


«Ещё раз с чувством», реж. Эндрю Доминик, 2016

Кадр из фильма «Ещё раз с чувством»

Чуть больше чем за год до начала съёмок документального фильма у Ника Кейва и его жены произошла страшная трагедия — после падения со скалы в Брайтоне погиб их 15-летний сын Артур. Чтобы не отвечать на многочисленные вопросы журналистов, музыкант заказал своему другу Эндрю Доминику картину о записи нового альбома Skeleton Tree группы Nick Cave and the Bad Seeds. Заодно «Ещё раз с чувством» стал возможностью отца справиться со своим горем — конечно, с помощью искусства, любимого дела.

Фильм Эндрю Доминика не только посвящён новому альбому Nick Cave and the Bad Seeds и трагедии в семье музыканта, он рассказывает о неразрывной связи личной жизни творца и его произведений. Естественно, одно произрастает из другого и наоборот. Вся картина была снята за 10 дней. Монохромная картинка с приглушённым светом несёт печать траура по погибшему сыну Кейва. Весь мир музыканта померк. Может быть, лишь на какое-то время, но пока в нём просто не может быть сочных красок. Операторы Бенуа Деби («Вход в пустоту» и «Пляжный бездельник») и Альвин Х. Кюхлер («Пекло» и «Мавританец») на крупных планах улавливают едва заметные реакции Кейва на тот или иной вопрос и изменения его настроения. Трагедия здесь рассматривается под микроскопом, но всё-таки жизнь скорбящего отца на этом не заканчивается.


«Слуги», реж. Иван Остроховский, 2020

Кадр из фильма «Слуги»

Братислава, 1980-е годы. Закат коммунистической власти, которая об этом пока не догадывается. Государство из последних сил пытается подчинить католическую церковь. Два молодых человека поступают в духовную семинарию. Очень быстро один становится участником сопротивления против «сращивания» церкви и государства, а другой — доносчиком на несогласных. Конечно, священникам и юным воспитанникам не устоять в борьбе с тоталитарным режимом. Его не самым приятным лицом здесь выступает сотрудник тайной полиции Иван (замечательный румынский актёр Влад Иванов).

Словацкий режиссёр Иван Остроховский обращается к трагическим событиям с понятной сдержанностью и чуть ли не аскетизмом. Церковь стоит перед непростым выбором: выжить, но стать коллаборационистами или же сражаться, но ценой совершенно непредсказуемых потерь. Оператор Юрай Хлпик выбирает средние планы и отстранённо, со стороны наблюдает за драмой в духовной семинарии. Конечно же, случай в одном церковном учебном заведении легко переносится на всю образовательную систему, но религиозный аспект увеличивает накал страстей. При этом в жанровом отношении Остроховский снимает чуть ли не нуар: священники, борющиеся с системой, тайно встречаются на конспиративных квартирах, вся настоящая религия уходит в подполье. Вне зависимости от исхода словацкого противостояния, как мы теперь знаем, церковь одолела режим. Пусть и не все борцы дожили до этого счастливого мига.

Читайте также
Лучшие сериалы февраля-2022: гид Татьяны Алёшичевой
Чудовища, «Убер» и фальшивомонетчики.
Атмосферные хорроры для тех, кому понравился фильм «Оленьи рога»
Собрали несколько хорроров, атмосфера в которых порой главенствует над содержанием....
Детектив за день: 5 современных книг
Книги про расследования и «сложные дела», которые можно прочесть за один день
Главные новинки стриминг-сервисов, которые можно посмотреть в марте
Соня Бессонова советует фильмы, которые вы можете посмотреть в грядущем месяце, не ...
Премьеры марта: что планировали смотреть в кино
Летучие мыши, вампиры, измены и панда.
Забытые боевики 90-х: Сталлоне, Сигал, Шварценеггер и VHS
Виктор Непша вспоминает убойные боевики 90-х.
Также рекомендуем
Кадр из фильма «Ведьма», реж. Роберт Эггерс, 2015До российского проката добрался австралийский хоррор «Реинкарнация. Нов...
1 марта начинается 71-й международный Берлинский кинофестиваль, который впервые пройдёт онлайн. К счастью, формат смотра...
В качестве бонуса — подборка из пяти образцовых представителей поджанра.
Смерть Стюарта Гордона и день рождения сериала «Офис», ревизия канадского кино и австрийца Ханеке, лучшие комедии Netfli...
Кадр из фильма «Ведьма», реж. Роберт Эггерс, 2015До российского проката добрался австралийский хоррор «Реинкарнация. Нов...
1 марта начинается 71-й международный Берлинский кинофестиваль, который впервые пройдёт онлайн. К счастью, формат смотра...
В качестве бонуса — подборка из пяти образцовых представителей поджанра.
Смерть Стюарта Гордона и день рождения сериала «Офис», ревизия канадского кино и австрийца Ханеке, лучшие комедии Netfli...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00