В российском прокате «Космический Джем: Новое поколение» — да, сиквел того самого фильма с Майклом Джорданом и мультяшками в главных ролях. Зарубежная пресса в целом приняла картину холодно, но Ефим Гугнин считает, что не всё так плохо, как может показаться. Конечно, образ Джордана висит над создателями проекта и его героями как дамоклов меч, Леброн Джеймс отличный игрок, но всё же не Майкл, первый фильм устарел в тот же год, когда и вышел, так что сиквелу пророчить иную судьбу не стоит. И всё же подкупает то, что создатели картины обо всём этом знают и не стесняются откровенно шутить и над собой, и над своей идеей, и над своими же персонажами. А такая самозабвенная ирония и искренняя дурашливость способны искупить грехи сюжета, техники и актёрской игры. Подробности в нашем материале.
Когда Леброн Джеймс (Леброн Джеймс) был маленьким, тренер строго-настрого запрещал ему играть в GameBoy. Дескать, такому таланту, как он, некогда отвлекаться на глупости — нужно изо всех сил пахать. Совет сработал: Леброн стал суперзвездой NBA, успешным предпринимателем и просто Королём. Теперь уже он диктует правила жизни сыну и упорно не даёт тому быть собой: геймдизайнером-вундеркиндом, мечтающим вместо баскетбольного лагеря отправиться на выставку E3 к другим молодым разработчикам видеоигр.
Отношения отца и сына пройдут проверку в самом неожиданном месте. После того как Леброн откажется от предложения Warner Bros. вставить его компьютерную копию во все популярные проекты кинокомпании (на совещании будут бросаться такими громкими тайтлами, как «Леброн против Супермена» и «Леброн престолов»), разозлившийся разумный Алгоритм (его играет Дон Чидл) отправит известного спортсмена с сыном в цифровой мир. Чтобы оттуда спастись, надо победить в баскетбольном матче. Вот только против Леброна — модифицированные версии других игроков NBA. А среди его союзников лишь нелепые мультяшки из Looney Tunes с Багзом Банни во главе.
Делать сиквел «Космического джема» в 2021 году — прямо скажем, идея не самая очевидная. Оригинальный фильм в своё время собрал неплохие деньги (хотя нельзя сказать, что стал большим кассовым хитом) и с тех пор прочно вошёл в пантеон тех детских картин, которые лучше в детской памяти и оставить. Пересматривать его сегодня, да и вообще в сознательном возрасте — та ещё авантюра: можно легко разочароваться в собственном вкусе и в жизни вообще.
Это кино, которое было устаревшим уже в 1996-м — причём и сценарно, и технически (совместить 2D-анимацию с реальными съёмками получилось на порядок лучше у «Кто подставил кролика Роджера», а тот вышел на восемь лет раньше). И вообще снималось с явно неартистическими целями: Джордану нужно было напомнить о себе после кратковременного ухода из баскетбола, у Warner Bros. удачно завалялись популярные герои мультсериалов. Фильм даже не пытался скрыть своих намерений и этим отчасти подкупал — «Космический джем» вообще искрит какой-то особенной ребяческой искренностью, очень подходящей его нелепому концепту.
В этом смысле «Новое поколение» — идеальный сиквел. Мало того, что он по фабуле повторяет оригинал чуть ли не слово в слово: вновь победа в матче как способ избежать пожизненного заточения, усиленные игроки NBA в качестве противников, попытки сделать из хаотичной команды мультяшек настоящих спортсменов и прочее и прочее. Он ровно такой же глупый, нескладный, сделанный как будто девятилетними для девятилетних. К тому же напрочь устаревший по всем фронтам: начиная с неуклюжей 3D-графики и заканчивая образом злодея по имени, и это не шутка, Алго Ритм (в оригинале чуть поизящнее — Al-G Rhythm), злобным искусственным интеллектом откуда-то из нулевых, когда все боялись порабощения человечества роботическим разумом.
Главное и, вероятно, единственное важное изменение по сравнению с первой частью — баскетболист в центре сюжета. «Новое поколение» начинается с динамичной монтажной нарезки, в которой зрителю лаконично пересказывают весь путь Леброна в большом спорте, заодно демонстрируя, почему именно его называют одним из лучших игроков своего времени. Выходит убедительно, спору нет, но даже со всеми наградами и медалями мира он — не Джордан («Есть Майкл Джордан, а есть все мы остальные», — как-то говорил другой баскетболист, Мэджик Джонсон, и за годы ничего не изменилось). Леброн, разумеется, выдающийся спортсмен, но он не Миф, не икона в той же степени, что его старший товарищ по спорту. Он может быть Королём в баскетболе, но Джордан в массовом сознании — и есть Баскетбол.
Что забавно, авторы фильма сами это как будто бы понимают. Больше всего это проявляется в центральном конфликте двух частей «Космического джема». В первом фильме сюжет строился вокруг возвращения Джордана в баскетбол — то есть осмыслялся реальный факт из его биографии, когда он в 1993 году завершил карьеру и ненадолго перешёл в бейсбол. Во втором Леброну придумывают копеечную семейную драму: историю о сыне, через отношения с которым он должен измениться сам и принять, что не всем людям на свете подходят его жизненные установки. Вариант из «Нового поколения» кажется более симпатичным с точки зрения драматургии, но он слишком выдаёт то, что Леброн Джеймс сам по себе далеко не так интересен.
Даже сам фильм об этом шутит — герои Looney Tunes заявляют, что «и не таких видали», очевидно намекая на их прошлое столкновение с легендарными баскетболистами, да и лучшая шутка в «Новом поколении» косвенно принадлежит Джордану. Фигура Майкла тяжёлым грузом висит над авторами сиквела, а ведь ему для этого даже не надо появляться на экране.
Создателям только и остаётся, что относиться к ситуации с юмором и шутить над собой. Если «Новое поколение» за что-то и можно однозначно похвалить, так это за обезоруживающую самоиронию — тоже, кстати, старого образца. Леброн в одной из сцен заявляет, мол, брать спортсменов в кино — всегда глупая идея; а сама Warner Bros. шутливо признаётся, что фильмы за них придумывает нейросеть. Все бесчисленные отсылки к другим объектам интеллектуальной собственности студии («Гарри Поттеру», той же «Игре престолов», комиксам DC) воспринимаются не столько как попытка сыграть на поле «Первому игроку приготовиться», сколько как часть одной большой шутки внутри индустрии: посмотрите, мы снимаем насквозь коммерческое кино и нисколько этого не стесняемся.
Жаль, что по достоинству юмор второго «Космического джема» российскому зрителю едва ли удастся оценить, — версия с дубляжом, которую крутят в отечественных кинотеатрах, убивает всё, что в картине есть хорошего. Герои в ней часто делают паузы после шуток, которые попросту не прозвучали (потому что, видимо, не придумали, как перевести очередную игру слов), а Леброна Джеймса наградили голосом рэпера L’One, выдающего за весь фильм даже не одну, а где-то половину эмоции. С другой стороны, так шутка баскетболиста о том, что «спортсмены играют плохо», звучит ещё смешнее. В российской версии фильма на него смотреть и правда довольно мучительно.