«Корона»: престижная королевская драма тускнеет к финалу

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо сериала «Корона». Netflix

Netflix попрощался с одним из своих наиболее значительных проектов — сериалом «Корона», который за шесть сезонов охватил историю британской монархии долгого XX века и обернулся одним из наиболее влиятельных представителей современного потокового вещания. Противоречивая, неравномерно покрытая позолотой, эта драма завоевала свыше 120 телевизионных премий, превратила неизвестных новичков индустрии в востребованных актёров, а их — в подлинных звёзд. Этой зимой «Корона вернулась, по-прежнему грандиозная, но бесконечно уставшая от самой себя, чтобы, шагнув в век XXI, попрощаться окончательно.

Шестой сезон начинается на высоких скоростях легендарной трагедии, которая перекроила общественное мнение Британии о монархии. В открывающей сцене чёрный автомобиль с визгом и грохотом влетает в темноту туннеля Пон-де-л’Альма в Париже, преследуемый папарацци. Минуту спустя становится ясно: произошло нечто ужасное.

Пытаясь охватить взглядом многолетнюю драму, можно свернуть себе шею, разглядывая все те нюансы, которые превратили «Корону» в феномен. Она предложила новый взгляд на королевскую семью и подняла неудобные вопросы. Как устроена ритуальная и человеческая сторона британской монархии? Способна ли она оправдать своё существование, заслуживает ли персональных жертв, принесённых каждым из Виндзоров? Какой смысл она несёт в себе сегодня? «Корона не задаётся экзистенциальными вопросами. Это признак неуверенности в себе», — получает спорное наставление Елизавета II. Но финал — время подводить итоги.

Кадр из сериала «Корона». Netflix

Когда бессменный шоураннер Питер Морган и режиссёр Стивен Долдри запустили сериал о монархии, это было шоу с низкими ставками. Отправной точкой для сюжета стала пьеса «Аудиенция», которая состояла из увлекательной концепции разговоров пожилого Уинстона Черчилля и ещё совсем юной Елизаветы, чья шея пока не привыкла к тяжести короны. Развилка между замкнутым на себе романом воспитания и остроумной шахматной партией двух умов потребовала от создателей добавить в проект решение, которое заранее вывело шоу из тупика и добавило истории интригу: почему бы не обновлять актёрский состав каждые два сезона? Меняясь, неизбежно он приблизился по степени звёздности к «Гарри Поттеру».

Актёрский состав шестого сезона также удивителен, как и всегда. Не считая Элизабет Дебики, которая способна оживить леди Ди одним лишь наклоном головы, Доминик Уэст по-прежнему кажется странным выбором на роль принца Чарльза, но его энергия и до неловкого интимная техника игры подкупает, как и Лесли Мэнвилл, которая вносит душу в сериал, напоминая о харизме и неустойчивости принцессы Маргарет.


От года к году Питер Морган сталкивал стремительно меняющийся мир и корону, которая всеми силами пыталась от этого мира изолироваться. Это позволило создать драму, по масштабам сравнимую с «Игрой престолов» и превосходящую её в сдержанной элегантности.


Она приковывала к себе внимание благодаря силе повествования, от которого невозможно оторваться, и персонажам, чьи характеры и судьбы полны неожиданных деталей и интригующих слоёв, составленных из противоречий. Сердцем истории было наполненное электричеством соприкосновение символов королевской вечности и неудобных родственников, современной язвительной прессы, оппортунистов, скорбящих семей шахтёрского городка Аберфан, в котором погибло более сотни детей, политических конфликтов, музыки Дэвида Боуи, которая пробралась в коридоры дворца, нормализации разводов.

Кадр из сериала «Корона». Netflix

Кульминацией этого столкновения стало проникновение в королевскую семью принцессы Дианы: оно ознаменовало наивысшую точку, которой достигла драматургия «Короны» в четвёртом сезоне. Оно же обрушило способность сериала балансировать между интимным и общественным, превращая масштабную драму в мелодраму запутавшейся женщины, которая чудом ускользнула от королевской семьи лишь затем, чтобы трагически увековечить себя в днк монархии.

Если пятый сезон галопом нёсся по эпохе расставания Чарльза и Дианы, притормозив ради слитого телефонного разговора принца и любви всей его жизни Камиллы (почти porn revenge со стороны британской прессы), первая половина шестого сезона позволяет себе целиком и полностью сосредоточиться на предвкушении смерти Дианы, потерянно болтающейся в одиночестве на краю чужой яхты, и её шатком перемирии с бывшим мужем, которое подтачивают таблоиды. Принцесса в то же время погружается в отношения с продюсером Доди Аль-Файедом, которые приобретают неожиданную оптику: перед зрителями предстаёт не столько история любви, сколько результат хитроумной комбинации авторитарного отца Доди Mou Mou. Там, где должна быть романтичная сказка, обнаруживается взаимное притяжение двух людей, которые отчаянно нуждаются в побеге от доминирующих семей. Возможность ухватиться за руку помощи — то, что влечёт мужчину куда больше, чем очевидная привлекательность Дианы.

Кадр из сериала «Корона». Netflix

Во второй половине сезона в те же хитрые игры ввязывается повзрослевший принц Уильям (обаятельный новичок (Эд Маквей), депрессивный юноша, который слегка оживает лишь при встрече с Кейт Миддлтон (Мег Беллами), чьё знакомство (по версии Питера Моргана) является плодом трудов дальновидной матери будущей принцессы.


Эта часть истории подчёркивает область, в которой «Корона» всегда была наиболее уязвима: первые два сезона выглядели далёким послевоенным ретро, но, чем ближе шоу подбиралось ко дню сегодняшнему, тем больше субъективных зрительских воспоминаний, формировавших прошлое, ставило подножки сериалу.


В какой-то момент анализ драматургических достоинств драмы подменила экспертиза дат, цитат и фактов на соответствие действительному положению вещей. Под этим прессом «Корона» подошла к своему завершению, постепенно теряя своё изящество и блеск, пока окончательно не замкнулась сама в себе, как прилежно зарифмованные стихи Доди, отлитые в металле, кричаще буквальные.

Закрывая страницу трагедии леди Ди, сериал позволяет себе добавить немного жизни в сюжет, в который вплетён неловкий ромком Уильяма и Кейт, мрачная история совершенного трикстера Гарри (Лютер Форд), будто отмеченного печатью смерти, и похороны. Много похорон. Финал пути принцессы Маргарет вносит в сериал веселье пополам с неминуемым предчувствием смерти и ту часть души, которую, казалось, сериал утратил окончательно.

Кадр из сериала «Корона». Netflix

В самом конце с удивлением обнаруживаешь, что вся её история на самом деле подсвечивала яркость и человечность Лилибет, которая от сезона к сезону теряла себя как личность, постепенно покрывала кожу мрамором, врастая в непроницаемый монумент монархии. Во второй половине сезона Питер Морган делает скол — и «Короне» снова приходится задавать себе неприятные вопросы, на этот раз от лица королевы, которая с ужасом обнаруживает, что её время подходит к концу.

Кульминацией «Короны», кажется, останется «призрачное», как его трактуют, появление Дианы после смерти. Она отражает эгоистичное любование собой Чарльза, который был «таким сломленным и красивым» рядом с телом принцессы. Более печально выглядит попытка Елизаветы утешить себя в последнем разговоре с Дианой, которая учит, как правильно обхватить вожжи правления в руках и обуздать толпу в её стихийном горе, напоминая: именно королева научила британцев быть британцами. Там, где прежде доминировали подтексты и медитативная элегантность, проблема проговаривается через газеты и назойливое телевидение, упрекающее Елизавету в том, что она отказывается показывать свои эмоции.

Кадр из сериала «Корона». Netflix

Кажется, в ответственный момент Питеру Моргану не хватило доверия к своей аудитории для более сложного разговора о самовоспроизводящейся травме жертвующих всем и несчастных, недолюбленных людей в системе, которая не предполагает свободы воли и сильных чувств. Больше всех страдает Елизавета, которая в финале приходит к выводу, что самоотверженное служение — не жертва, но честь. Второй непростой вопрос: должна ли королева отречься от престола в пользу ещё не дряхлого, но уже немолодого Чарльза? Что будет с Британией после её смерти? Безапелляционный ответ приходит от принца Филиппа: «Это уже не наши проблемы. Рим сгорит, церковь падёт, мы будем спать».

И всё же «Корона» остаётся престижной, многомиллионной драмой, которая не боится нарративных и визуальных экспериментов, впечатляет тем, как она снята, как уверенно носит на себе шокирующую роскошь. Как она звучит благодаря саундтрекам композитора Мартина Фиппса, позволяя шоу сохранять достоинство в самые непростые моменты. Несмотря на потерю своей драматургической силы, завершение сериала нельзя назвать полным провалом. Он ослабил хватку, но остался таким же увлекательным и умным шоу, способным составить удовольствие той части аудитории, которой дорога сама атмосфера «Короны», как уютный позолоченный уголок, куда приятно возвращаться, когда так много чувств было вложено в привязанность к наполовину персонажным Виндзорам.

Финал предлагает осознать уход королевы, до которого остаётся почти двадцать лет, и обдумать, какое влияние она оказала на дрейфующую современность. Не навязывая зрителю эмоции от королевской свадьбы, «Корона» завершается, оставляя зрителей наедине с собственными противоречивыми впечатлениями, но и уверенностью: это всё было о Лилибет, и это имело значение.

Читайте также
«Крецул» — нестандартная спортивная драма, основанная на реальных событиях
Вдумчивое пацанское кино, выигрывающее на жанровом поле байопика.
«Оставь мир позади»: Джулия Робертс и Махершала Али в хай-тек-триллере от автора «Мистера Робота»
Рассказываем об экранизации одноимённого романа писателя Румаана Алама.
Жизнь — это свет, сияющий во тьме: «Мальчик и птица» — мрачная сказка Хаяо Миядзаки
Фантазийная драма взросления и самая личная работа режиссёра за всю карьеру.
«Май декабрь»: межсезонье
О загадочном фильме, который непременно должен заявить о себе во время наградного с...
«Шопоголики» Оливье Накаша и Эрика Толедано: ещё одна покупка
Фильм не станет вторым «1+1», но порадует любителей жизнеутверждающих комедий.
Также рекомендуем
Виктор Непша старательно отобрал всё самое интересное из зарубежной прессы за вас. Коронавирус (куда же без него), кино...
Соня Бессонова рассказывает, какие фильмы стоит ловить на стримингах в грядущем месяце....
Спин-оффы «Пацанов» и «Джона Уика», а также новый хит Кинопоиска.
Смерть Стюарта Гордона и день рождения сериала «Офис», ревизия канадского кино и австрийца Ханеке, лучшие комедии Netfli...
Виктор Непша старательно отобрал всё самое интересное из зарубежной прессы за вас. Коронавирус (куда же без него), кино...
Соня Бессонова рассказывает, какие фильмы стоит ловить на стримингах в грядущем месяце....
Спин-оффы «Пацанов» и «Джона Уика», а также новый хит Кинопоиска.
Смерть Стюарта Гордона и день рождения сериала «Офис», ревизия канадского кино и австрийца Ханеке, лучшие комедии Netfli...

Последние новости

Новый фильм Стивена Спилберга получил название The Dish
Нас ждёт новая история о пришельцах от культового режиссёра.
Том Круз сыграет в эпике Broadsword о Второй мировой войне
От режиссёра серии «Миссия невыполнима».
Гильдия актёров США бастует против игровых компаний
Из-за использования искусственного интеллекта.
00:00