Время, как известно, — социальный конструкт. Дарья Тарасова рассказывает о пяти примечательных фильмах, в которых герои оказываются в реальности немного не в то время, не в том месте.
«Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы», реж. Сэм Рэйми, 1992
При словах «трилогия» и «Сэм Рэйми» в голову приходит в первую очередь Тоби Магуайр в роли канонического Человека-паука, однако за плечами у режиссёра есть и другая серия из трёх фильмов — «Зловещие мертвецы» с харизматичным Брюсом Кэмпбеллом.
События заключительной части трилогии («Армия тьмы») разворачиваются в глубоком Средневековье, куда пройдоха Эш попал случайно после злоключений в лесной хижине. С двустволкой наперевес он отправляется за «Некрономиконом» и по неосторожности выпускает на волю армию мертвецов. Бутафорская кровь, аниматроника, фирменные шутки и незабываемая мимика Кэмпбелла — всё как мы любим.
«История призрака», реж. Дэвид Лоури, 2017
В центре сюжета «Истории призрака» — молодая пара, которую играют Руни Мара и Кейси Аффлек. Едва семья переезжает в новый дом, мужчина погибает в автокатастрофе и оказывается «привязанным» к дому — в виде призрака в его классическом представлении, в белой простыне с прорезями для глаз. Сперва он наблюдает за тем, как его жена переживает потерю, а позже — за новыми жильцами, разрушением дома и постройкой (почти) нового. Время струится на экране, как складки белого призрачного полотна.
Трагическую судьбу своего героя Лоури пересказывает в меланхоличной поэтической манере, что придаёт фильму форму почти что философской притчи. Так и до смирения с мыслью о смерти недалеко.
«Часы», реж. Стивен Долдри, 2002
Путешествий во времени как таковых в фильме Долдри, выдвинутом на «Оскар» в девяти номинациях, нет. Сюжет его строится вокруг трёх женщин из разных эпох: английской писательницы Вирджинии Вулф (Николь Кидман), лос-анджелесской домохозяйки Лоры Браун (Джулианна Мур) и нью-йоркского редактора Клариссы Вон (Мэрил Стрип). И хотя героини мало чем схожи между собой, их судьбы в итоге складываются практически одинаково.
Связующим звеном, переносящим зрителя из одной эпохи в другую, выступает книга Вулф «Миссис Дэллоуэй» — не самая привычная машина времени.
«Довод», реж. Кристофер Нолан, 2020
Кристофер Нолан не был бы Кристофером Ноланом, если бы не умудрился придумать для уже привычной концепции путешествий во времени хитроумное применение. Настолько хитроумное, что в TikTok появился целый тренд в стиле «Довода».
Секретная организация использует технологию инверсии времени, чтобы предотвратить Третью мировую войну — не ядерную, а даже более смертоносную. Инвертирование энтропии предметов заставляет их двигаться во времени в обратном направлении. Звучит сложно, выглядит тоже не всегда понятно — но очень эффектно. Тем более что в кадре — Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон, Майкл Кейн.
«Прошлой ночью в Сохо», реж. Эдгар Райт, 2021
У Эдгара Райта временные прыжки приравниваются к снам наяву. Элоиз (Томасин МакКензи) учится в Лондоне на дизайнера одежды и грезит о неоновых шестидесятых. В попытке уйти от неприятной реальности девушка однажды видит удивительный сон (сон ли?): она оказывается в теле начинающей певицы Сэнди (Аня Тейлор-Джой) в самый разгар любимой эпохи, цель юной артистки — покорить ночной Сохо.
Ретро-триллер с уважением относится к свингующему Лондону (не зря Райт пересмотрел столько фильмов в процессе подготовки), а воронка из настоящего времени в прошлое делает образ города тех лет только глубже.