В российский прокат вышел авантюрный исторический детектив Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырёх». Отечественный режиссёр экранизирует два на первый взгляд далёких друг от друга литературных первоисточника — повесть Артура Конан Дойля «Знак четырёх» и очерки Владимира Гиляровского. За раскрытие необычного преступления берутся театральный режиссёр и актёр Константин Станиславский и писатель Владимир Гиляровский. Максим Ершов рассказывает о параллелях между оригинальными книгами, другими фильмами о сыщиках-авантюристах и картиной Шахназарова.
Москва, 1902 год. Уже известный актёр и режиссёр Константин Станиславский (Константин Крюков) готовится ставить на сцене пьесу Максима Горького «На дне», но фактуры талантливому автору не хватает. За помощью он обращается к большому знатоку московских трущоб писателю Владимиру Гиляровскому (Михаил Пореченков). Во время экскурсии по пользующейся дурной славой Хитровке Станиславский знакомится с очаровательной воровкой Ксенией по кличке Княжна (Анфиса Черных), а ещё обнаруживает труп убитого индийца-сикха Раджи (Аюб Цингиев). В голову жертвы метко выстрелили дротиком с ядом на острие. Театральный режиссёр и писатель увлекаются загадочным преступлением и пробуют себя в роли детективов-любителей.
Карен Шахназаров, режиссёр «Курьера», «Города Зеро» и «Зимнего вечера в Гаграх» и один из живых классиков отечественного кино, ничего не снимал шесть лет. Последней работой автора до «Хитровки» была драма «Анна Каренина. История Вронского», прошедшая на больших экранах довольно незаметно. Фактически Шахназаров переносит сюжет Артура Конан Дойля в реалии Москвы начала XX века, которую показал Владимир Гиляровский. Отечественный писатель подробно говорил о жизни представителей социального дна в книгах «Трущобные люди: Этюды с натуры» и «Московские нищие». Неслучайно взято и название «Хитровка» — так действительно именовался самый злачный район первопрестольной.
В дуэте сыщиков-любителей Станиславского и Гиляровского трудно определить, кто из них Шерлок Холмс, а кто доктор Ватсон. Режиссёр отвечает за психологию людей и оперирует логикой, писатель же прекрасно владеет единоборствами, знает, как живут полунищие обитатели Хитровки, и в целом приятельствует с половиной города. В «Знаке четырёх» доктор Ватсон знакомится с будущей женой Мэри, в картине Шахназарова она трансформируется в обаятельную и привлекательную воровку Княжну, но есть в остроумной героине и черты Ирен Адлер. А в недалёком сыщике Рудникове (Евгений Стычкин) угадывается инспектор Лестрейд. Максимум, что может полезного сделать для дела Рудников, — не ставить палки в колёса Станиславскому и Гиляровскому.
Надо сказать, что Москва начала XX века и викторианский Лондон очень похожи, поэтому приключения двух сыщиков в России при незначительных изменениях в сравнении с оригиналом смотрятся вполне правдоподобно и ярко. Отечественные кинематографисты уже проворачивали подобный трюк с сериалом «Шерлок в России». Правда, в многосерийном проекте известному британскому сыщику придумали повод оказаться в Петербурге, а Шахназаров находит среди реальных персонажей отечественной истории возможных продолжателей дела мистера Холмса. Вообще, персонажи Конан Дойля давно ушли в народ и стали архетипами, с которыми и режиссёры, и писатели настоящего и будущего могут делать что угодно.
Шахназарова нельзя назвать пионером в превращении писателей в активных сыщиков. У Егора Баранова в трилогии про Николая Гоголя автор «Вия» и «Мёртвых душ» становился героем собственных произведений, а в фильме «Всевидящее око» Скотта Купера за расследование преступления берётся юный Эдгар Аллан По. В «Хитровке. Знаке четырёх» увлекательные поиски убийцы выглядят логичным продолжением интересов Гиляровского и Станиславского. Краевед и писатель и так часто бывает в неблагополучных районах и просто оказался в нужное время в нужном месте, а театральный режиссёр попал в прежде незнакомый мир и словно бы впервые сталкивается с реальной жизнью. Константин Сергеевич — потрясающий актёр, постановщик, знаток литературы, но всеми хозяйственными вопросами в театре занимается Владимир Иванович Немирович-Данченко (Александр Олешко). Станиславский полностью посвятил себя искусству и несколько забыл обо всём остальном. Наверняка режиссёр не до конца понимает, насколько опасно преследование преступников, но уж очень хочется докопаться до правды. Сыскное дело затягивает столь же сильно, как искусство.
«Хитровка. Знак четырёх» — жанровое кино: микс детектива, приключений и комедии в исторических декорациях. Знатоки творчества Конан Дойля и многочисленных экранизаций «Знака четырёх» могут быть несколько разочарованы, потому что режиссёр не предлагает кардинально новой разгадки убийства. Также фильм отличается театрализованностью действия и небольшим количеством экшен-сцен. Шахназаров вольно или невольно ориентируется на «Шерлока Холмса» Гая Ричи, но пока не дотягивает по зрелищности до британского аналога. С другой стороны, возможно, это только первая глава приключений Станиславского и Гиляровского. Тандем детективов-любителей сложился, так зачем же останавливаться?