Короли воюют с королями, лесные партизаны воюют со всеми подряд, маги грызут глотки друг другу, а простой люд страдает от нападок мерзких тварей. Всем им помогает беловолосый охотник на монстров Геральт, за два сезона «Ведьмака» успевший и стальным мечом помахать, и серебряным, и даже попробовать себя в отцовской роли.
Куда же сценаристы Netflix завели Мясника из Блавикена в этот раз? И правдивы ли те противоречивые отзывы о третьем сезоне шоу, что заполняют Интернет в данный момент? Предлагаем разобраться в этом вопросе вместе с рецензией от Сергея Чацкого.
Мы смотрели первый сезон и говорили: «Неплохо, дальше будет лучше». Мы смотрели второй сезон и убеждали себя: «Хуже уже точно не будет». Мы увидели третий и осознали, что любая работа над ошибками будет бесполезна, если у продолжения ведьмачьих приключений банально не наберётся публики, которая всю эту работу над ошибками оценит. Низкие баллы от простых зрителей то тут, то там лишь подливают масла в огонь, полыхающий над разрушенной в третьем сезоне академией волшебства Аретузой.
Сгорела не только прославленная школа магии, сгорели не только пятые точки фанатов книг Анджея Сапковского и популяризовавших первоисточник видеоигр от CD Projekt RED, но сгорел, а скорее даже выгорел Генри Кавилл. Актёр покинул нетфликсовский проект, а вместе с ним многосерийного «Ведьмака» наверняка покинут и последние лояльные зрители, которые целых три сезона ждали добротного произведения в полюбившемся сеттинге, но планомерно получали лишь шиш с кринфридским маслом.
Кавилл — лицедей далеко не высшего эшелона. Однако нет смысла сомневаться в том, что силач Генри был хорошим Геральтом из Ривии. Расставание с актёром, на мощных плечах которого весь этот повесточно-фэнтезийный фарс держался в том числе, — это критичный, однако не главный поражающий фактор. Нанятый для охоты на чудищ в четвёртом сезоне Лиам Хемсворт, вполне возможно, изобразит мечника-мутанта так же достойно, как это сделал влюблённый в сагу о Белом Волке Кавилл. Но от чего сериалу в будущем явно не избавиться, так это от пагубных происков студийного менеджмента, который провалил даже такую тривиальную задачу, как обеспечить актёру, можно сказать, хедлайнеру всего шоу приличные проводы в закат.
За что нетфликсовскому «Ведьмаку» предъявляли с первого дня премьеры дебютного сезона? За всё то, за что по шапке получают многие киноадаптации, аккумулирующие большие деньги и масштабный маркетинг: за пренебрежение бумажным первоисточником, за неровный и скомканный сценарий, за преобладание в касте нацменьшинств к месту и не к месту, за неадекватное следование толерантным трендам во вред адекватному продакшену. Чёрт с ними, с чернокожими эльфами и «недостаточно сексуальными» чародейками, по канону использующими магию, дабы оставаться вечно молодыми и привлекательными. Даже превращение в бисексуала харизматичного барда-бабника Лютика, чьи уста исполняли мемную песню про «ведьмаку заплатите чеканной монетой», мы переварить и сдюжить в силах.
Самый главный недостаток сериала (и не только третьего сезона, где этот негативный момент только усилился, а всего шоу в целом) — потуги в подражание «Игре престолов» вместо акцентирования на тяжком, но увлекательном ведьмачьем ремесле. Создатели учтиво напоминают нам, на кого уверенно смещается фокус истории в сериале с заголовком, на секундочку, «Ведьмак». И прицел на Цириллу из Цинтры в целом даже не противоречит генеральной линии романов-первоисточников, вот только в сериале этот переход не сбалансирован.
Книги Анджея Сапковского начинались как процедурал о буднях нордического мужика, что истребляет монстров на заказ, а после переросли в политический триллер о дворцовых переворотах и страшных древних пророчествах. Одно перетекало в другое постепенно и вдумчиво. А ещё у польского писателя, придумавшего «Ведьмака» и вынашивавшего этот цикл годами, (почти) на каждое следствие имелись причины, а герои поступали так и эдак не потому, что у стрыги левая пятка зачесалась, а потому, что их мысли соответствовали мотивациям, а мотивации приводили ко вполне конкретным поступкам. В сериале же действующие лица не успевают раскрыть себя в достаточной мере, чтобы зритель понимал, зачем они творят ту или иную ересь. Кстати, третий сезон вплетает в себя книжные события охотнее первых двух, только вот незадача — события эти из литературного контекста в большинстве случаев вырваны грубо, без каких-либо корректирующих дополнительных пояснений.
Зато в третьем сезоне, как и в двух предыдущих, классно дерутся под классную фолк-музыку. Даже CGI в этот раз подтянули, чтобы зритель в ужасе не отворачивался от, считаем по пальцам, от одной масштабной битвы в штаб-квартире волшебников, а также парочки стычек с чудищами и рядовыми гуманоидными болванчиками. Жаль только, что этого экшена, этого «мяса» сериальному «Ведьмаку» как не хватало, так и продолжает не хватать. Большую часть хронометража говорящие головы в расшитых камзолах интеллигентно быкуют друг на друга, замышляют заговоры и обеспечивают смутное будущее Континенту и безбедное будущее самим себе. И ещё не забывают талдычить о том, что здешнюю «избранную», юную княжну Цириллу, которую защищает и учит защищаться ведьмак Геральт, нужно срочно отыскать, изловить и использовать в монарших интрижках.
Третий сезон полнится постановочными допущениями, в особенности допущениями в угоду толерантной западной действительности. Дьявол, как известно, кроется в деталях, и именно что к деталям проект Netflix относится наплевательски. Не повестка губит сериал, не убитый темп и не отсутствие согласованности с первоисточником. «Ведьмака», и как шоу для малых экранов, и как заглавного персонажа этого самого шоу, в тупик заводит принцип «соблюдения нейтралитета». Геральт всю дорогу старался в чужие дела не лезть и быть в стороне от глобальных бед Континента, из-за чего едва не умер и потерял с радаров любимую воспитанницу. Сериал «Ведьмак», в частности третий его сезон, пытался и продолжает пытаться угождать всем и каждому, хотя все мы прекрасно понимаем, что так это не работает. Невыполнимая задача — разрываться между абсолютно нетолерантным, брутальным тёмным фэнтези и сглаживающей углы инклюзивной благодетелью, идущей вразрез с тоном и фактурой оригинала.
Говорят, надежда умирает последней. Вынуждены констатировать, что наши надежды на достойный четвёртый сезон «Ведьмака» помещены в реанимацию и подключены к куче пиликающих медицинских приборов. Пульс нестабилен, кардиограмма вырисовывается паршивенькая, и кажется, что даже чудодейственные ведьмачьи эликсиры не смогут вывести пациента из коматозного состояния.