История призрака: как «Сидони в Японии» с Изабель Юппер превращает драму о горе в сеанс психотерапии

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Сидони в Японии», «Mainstream»

10 октября в прокат выходит «Сидони в Японии» — хрупкая драма о проживании горя и исцелении от прошлого с Венецианского кинофестиваля 2023 года. Картина французской постановщицы Элиз Жирар рассказывает историю известной писательницы, которую со всей чуткостью играет Изабель Юппер. По сюжету потерянная Сидони Персеваль, недавно похоронившая мужа, отправляется в книжный тур по Японии и осмысляет своё прошлое. Кинокритик Мария Ракитина объясняет, в чём заключается мягкая сила терапевтического кино Элиз Жирар.

Камера застаёт известную французскую писательницу Сидони Персеваль (Изабель Юппер) в состоянии полной растерянности. Хрупкая женщина приезжает в парижский аэропорт Шарль-де-Голль, чтобы улететь в Осаку, но втайне надеется, что её самолёт уже оторвался от земли. Причина нерешительности героини одновременно проста и сложна: после смерти мужа Сидони застряла в проживании горя и просто не знает, куда двигаться дальше, ведь она давно ничего не писала. Отправиться в Японию француженка всё же решилась по приглашению независимого издателя Кэндзо Мидзогути, который занимается продвижением переизданного перевода её дебютного автофикшен-романа L'Ombre Portée («Отбрасываемая тень»). Причины, удерживающие Сидони от книжного тура в Стране восходящего солнца, — интимные, болезненные и, как выясняется со временем, связанные с суеверным страхом перед встречей с потусторонним. Для одинокой писательницы путешествие по Японии оказывается личным вызовом и многоступенчатым сеансом психотерапии. В сопровождении чуткого издателя Кэндзо, который некогда учился в Сорбонне, отрешённая Сидони чувствует себя аутсайдером в чужой стране. Однако эта рабочая поездка навсегда изменит жизнь писательницы и позволит ей примириться с травмами прошлого, чтобы в конце концов обрести свободу.

«Сидони в Японии», «Mainstream»

Минималистичная драма «Сидони в Японии», впервые показанная на 80-м Венецианском кинофестивале, — сдержанно чувственное творение французской постановщицы Элиз Жирар. Мастерица европейского артхауса всегда интересовалась тонкостями человеческих взаимоотношений и искала точки соприкосновения/разрыва между разными темпераментами («Бельвиль — Токио») и поколениями («Странные птицы»). В своём третьем полнометражном фильме («Сидони в Японии») Элиз Жирар с присущей ей деликатностью рассуждает о трудностях проживания горя и выстраивания диалога между двумя культурами — французской и японской. Героиня Изабель Юппер, словно во сне блуждающая по тихим отелям со статуей Будды в вестибюле, миниатюрным зелёным садам, аккуратным улочкам и гармоничным кладбищам, едва ли ощущает себя частью этого мира. Одной или в компании рефлексирующего «проводника» Кэндзо француженке Сидони в другой стране поначалу неуютно и странно. Сентиментальный юмор в картине как раз касается нелепых попыток француженки установить контакт с японцами и найти с ними общий язык. Например, во время знакомства с издателем Кэндзо в аэропорту наивная чужестранка спрашивает, не является ли он родственником культового режиссёра Кэндзи Мидзогути, не подозревая, что некоторые имена широко распространены в Японии. В другой сцене Сидони, рассматривая журавлей, украшающих стены её номера в отеле, искренне замечает: «У нас во Франции такие же птицы».


Взгляд постановщицы Элиз Жирар на азиатскую страну остаётся трепетно аутсайдерским на протяжении почти всего фильма.

«Сидони в Японии», «Mainstream»

Во время бесконечных интервью с прессой Сидони, которая общается через переводчика, непременно смущается и не знает, как ей объяснить личный подтекст своей самой популярной книги. Много лет назад роман-бестселлер «Отбрасываемая тень» стал своего рода отдушиной для героини, потерявшей всех ближайших родственников в молодости. «Я бы не сказала, что писательство лечит, но, возможно, оно помогло мне пережить то время», — с трудом признаётся Сидони. Такой же терапевтический подход к биографической прозе приветствовала великая Анни Эрно. Французская писательница и лауреатка Нобелевской премии рассказала о тяжёлом опыте подпольного прерывания беременности в пронзительном «Событии» (по нему снят одноимённый фильм Одри Диван) и невыносимом горе, связанном с утратой матери, в «Женщине». Эрно легко могла быть прототипом замкнутой и выдержавшей много боли Сидони Персеваль.

Поначалу единственный персонаж, который способен понять и разделить внутренние терзания писательницы, всегда находится рядом и приглядывает за тоскующей по прошлому женщиной. Фантом покойного мужа Антуана (эфемерно трогательный Аугуст Диль) повсюду преследует француженку, ведь «Япония — страна призраков». Комичные и в то же время травматические для Сидони внезапные появления духа её погибшего супруга нарушают медитативное течение картины. Призрачный Антуан возникает из ниоткуда перед лифтом в отеле, ночует рядышком с писательницей в гостиничном номере и сидит на соседнем сиденье в машине, прогуливается при лунном свете и заставляет книги левитировать во время автограф-сессии. Мистическая линия, посвящённая взаимодействию с потусторонним гостем, отчасти роднит драму Элиз Жирар с «Историей призрака» (2017) и «Привидением» (1990) с Патриком Суэйзи. И всё же «Сидони в Японии» отличается более вдумчивым, почти философским отношением к синдрому утраты, чем её тематические предшественники. Создательница фильма находит в столкновении с паранормальным не отчаяние, а возможность для последующего исцеления.

«Сидони в Японии», «Mainstream»

Начиная с регулярных вторжений призрака Антуана в меланхоличные будни Сидони, режиссёр постепенно сосредотачивается на развивающихся отношениях между писательницей и издателем Кэндзо (добродушный Цуёси Ихара). Общение француженки с рассудительным японцем, застрявшим в изжившем себя браке, потихоньку перерастает из делового в романтическое. Сблизиться героям позволяет вовсе не культурный обмен, а похожий бэкграунд, сопряжённый со смертью близких. Отголоски трагедии Хиросимы и страшных последствий землетрясений звучат в размышлениях Кэндзо о прошлом. «У людей, как мы с вами, есть тайная страна», — объясняет издатель, который, как никто другой, сострадает одиночеству Сидони.

Япония, по которой в рамках книжного тура странствует главная героиня, показана нарочито туристической. Талантливая операторка Селин Бозон («Я хочу поговорить о Дюрасе») запечатлевает Сидони с Кэндзо на фоне пышно цветущей сакуры и горных пейзажей по пути в Киото и акварельных панорам во время поэтического плавания на знаменитый остров искусств Наосима по внутреннему морю Сэто. Страна, в которой переплетаются родственные души героев, напротив, не открыточная и не монументальная. Япония, открывшаяся Сидони в беседах и традиционных обрядах с участием Кэндзо, — сакральное место, где «невидимое и видимое сосуществуют», а к визитам призраков относятся с уважением.


Элиз Жирар плавно и с нежным созерцанием создаёт драму о проживании разных стадий горя и познании собственной уязвимости через другого.

«Сидони в Японии», «Mainstream»

Сидони в отстранённом исполнении Изабель Юппер, которая в последнее время отдаёт предпочтение тихим ролям (недавний пример — «Нужды путешественника»), неторопливо проходит через депрессивный эпизод, чтобы отпустить призрак мужа в мир иной и разрешить себе жить свободно. В этом камерном кино о потере собственного «я» в пучине горевания и возможности возрождения из пепла нет никакой интриги. Чтобы предсказать обнадёживающий финал «Сидони в Японии», не нужно быть экстрасенсом. Но именно светлая предопределённость в союзе с чутким психологизмом делают драму Элиз Жирар такой проникновенной.

Читайте также
Почему «Платформа 2» — необязательное продолжение нашумевшей испанской антиутопии
Объясняем, почему продолжение хитовой антиутопии не дотягивает до уровня оригинала.
«Все совпадения неслучайны»: Альфонсо Куарон рушит жизнь Кейт Бланшетт в своём первом сериале
Рассказываем, почему это одна из лучших работ в карьере всех причастных к проекту.
Также рекомендуем
Компания Capella Film выпускает в широкий прокат новую ленту Томаса Винтерберга «Ещё по одной». Мы её очень ж...
Многие, если не все, каждую неделю ждут выхода новой серии «Убивая Еву», сериала про обаятельную наёмную убийцу, бе...
У каждого наверняка есть свой топ фильмов про школу и подростков. От «Клуба “Завтрак”» до каких-то сумасбродных американ...
Компания Capella Film выпускает в широкий прокат новую ленту Томаса Винтерберга «Ещё по одной». Мы её очень ж...
Многие, если не все, каждую неделю ждут выхода новой серии «Убивая Еву», сериала про обаятельную наёмную убийцу, бе...
У каждого наверняка есть свой топ фильмов про школу и подростков. От «Клуба “Завтрак”» до каких-то сумасбродных американ...

Последние новости

История призрака: как «Сидони в Японии» с Изабель Юппер превращает драму о горе в сеанс психотерапии
Объясняем, в чём заключается мягкая сила терапевтического кино Элиз Жирар.
Катастрофа «Джокера: Безумие на двоих»: кто виноват?
Разбираемся в провалившемся кинокомиксе.
Картину «Вечная зима» представили на фестивале «Маяк»
Актёры Александр Робак, Юлия Марченко и Николай Ларионов.
00:00