На Netflix можно посмотреть режиссёрский дебют Холли Берри, картину «Удары», в которой она исполнила также главную роль. Как можно догадаться из названия, без кулаков не обошлось. Ксения Ильина рассказывает, каким получился фильм про бывшую звезду MMA.
Джеки Джастис (Холли Берри) была звездой. В смешанных единоборствах ММА ей не было равных. Но однажды она сдалась — получила очередной удар, и внутренний голос сказал ей, что это конец. Ринг оказался местом поруганного достоинства. Теперь Джеки драит унитазы, периодически прикладываясь к бутылке. Дома её ждет бойфренд и по совместительству менеджер Дэзи (Адан Канто), который якобы отказался от других подопечных ради неё. Но Джеки больше не нужен менеджер — распределить пустые бутылки из-под алкоголя и смены уборки она может и сама.
Однако порой Дэзи предпринимает редкие и хилые попытки вытащить из пучины и себя, и любимую. Он ведёт Джеки в подпольный клуб боёв без правил, где огромные женщины наносят друг другу один тяжёлый удар за другим. Джеки хочет как можно скорее выбраться из этого места, но её задирает одна из победительниц. Разозлившись, Джеки превращается в ту самую легенду, о которой за четыре долгих года все успели забыть. Другой, более перспективный менеджер вручает ей свою визитку — Джеки, вернись в большой спорт, тебя ещё могут вспомнить. Этим же вечером на пороге своего дома Джеки находит шестилетнего сына, которого несколько лет назад отдала в приёмную семью. После смерти одного из опекунов какая-то родственница доставила ребёнка горе-матери. Теперь взять себя в руки Джеки должна не только ради того, чтобы вновь ощутить себя живой, но и ради этого молчаливого мальчугана с большими глазами.
За сценарий, написанный Мишель Розенфарб, актриса Холли Берри воевала несколько лет. Главным претендентом на режиссёрское кресло был Ник Кассаветис, а главную героиню должна была сыграть Блейк Лайвли. Но Берри настолько воодушевилась текстом, что упёрлась, заявила продюсерам, что сама хочет сыграть Джеки. Время шло, а режиссёр всё не находился. Тогда Берри решила сесть в режиссёрское кресло сама.
От дебюта актрисы, конечно же, ждали крепкой спортивной драмы. Действительно, о чём ещё может быть фильм, на постер которого помещена героиня в решительной стойке, готовая ударить в любой момент? Но тех, кто приготовился два часа наблюдать за спаррингами и техничной отработкой хука, картина разочарует сразу же, буквально в течение первого получаса. Никакой фильм, сосредоточенный в первую очередь на спортивной составляющей, не позволил бы себе показать так мало экшна в течение первых десятков минут. Джеки будет много тренироваться, но в основном делать это за кадром, хотя финальный бой героини впечатлит и требовательного к технике и зрелищности зрителя. Однако тех, кто был готов к неплохой драматической истории о преодолении кризиса, где героиня выдаёт не одну-единственную функцию, а является объёмным персонажем, «Удары» должны порадовать.
Джеки в фильме — не только и не столько боец, сколько чья-то дочь, мать и девушка. Мало-помалу мы начинаем понимать причины того, почему Джеки покинула ринг. Голос в голове твердил ей о никчёмности, но примерно то же твердили и люди, которые окружали Джеки, — пусть и не говорили этого прямым текстом. Её мать игнорировала собственных ухажёров, которые наведывались в комнату маленькой дочери. Бойфренд не замечал потребностей своей опустившейся и разочаровавшейся во всём партнёрши. И теперь Джеки хочет вернуть самоуважение и разобраться с травмами, которые привели её к нищете и сожителю-абьюзеру. Где-то глубоко внутри она хочет вернуться в спорт, хотя и боится этого. Ей кажется, что после того, что с ней случилось, невозможно продолжать игру, что великой Джеки Джастис попросту никогда не существовало. Одновременно с этим Джеки хочет заслужить любовь своего ребёнка, которого она совсем не знает. По тернистым дорожкам своей жизни она продвигается постепенно, шаг за шагом, наконец оттолкнувшись от дна. Медленно, но решительно. Примерно так же двигается и сам фильм к своему финалу — его динамика нерасторопна, но напориста.
Берри-актриса строит этот фильм на своей фигуре. Эмоции героине она выдаёт скупо — Джеки привыкла не чувствовать, а отрабатывать удар, обратное её фрустрирует, ведь с чувствами необходимо разбираться, а с людьми — договариваться. Джеки мало говорит — зато очень многое читается в глазах и мимике Берри, её угловатых движениях и закрытых, сообщающих о вечной угрозе позах. Вполне возможно, что будь на месте Берри кто-то другой, фильм не выглядел бы цельным и мог бы начать серьёзно хромать в те моменты, когда Берри-постановщица пережимает с мелодраматизмом. Например, так происходит в сцене, где она говорит своему тренеру и новоиспечённой любовнице Бобби (бесподобная театральная актриса Шила Атим), что не готова к отношениям, пока не разберётся в себе. Но за бескомпромиссный месседж и честность Берри-режиссёрки хочется простить её фильму огрехи. Она дала этому фильму много любви, которая стала его надёжным двигателем. «Удары» — это картина про внутреннюю борьбу, а себе порой сопротивляются отчаянно и мучительно долго. Особенно когда главный твой враг — это ты. Дебют оскароносной актрисы Холли Берри — это не новая «Малышка на миллион» и не новый «Рокки». Но это хорошее и точное напоминание о том, как подниматься с колен.
*Instagram запрещён на территории РФ