Собрали небольшую подборку фильмов ужасов, которые вы можете посмотреть на Netflix. Кажется, эти картины вполне можно было пропустить из-за кажущегося банальным описания, сюжетного конструкта или низкого рейтинга. Но каждый из этих хорроров на самом деле по тем или иным причинам всё-таки достоин внимания и потраченного времени. Запредельно страшно не будет, зато будет как минимум интересно.
«Дьявольский кузнец» (Errementari), реж. Пауль Уркихо Алихо, Испания, Страна Басков
![«Дьявольский кузнец» (Errementari), реж. Пауль Уркихо Алихо, Испания, Страна Басков](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/686/jzvlgut8wx19uhp3nn8njtgxdxouxiu5.jpeg.webp?1655708155731854)
Красочный костюмированный фильм ужасов из Страны Басков, наследующий традиции кинематографа Гильермо дель Торо и явно выражающий безграничное уважение к нему. Конечно, в картине собраны основные части пазла: глухая деревня, дети, играющие там, где им не положено, местная легенда о кровожадном и нелюдимом кузнеце, а также дремучие жители, которые не смогут чёрта от чиновника отличить и наоборот. При всей своей фэнтезийности картина чётко фиксирует исторический контекст: 1835 год, в разгаре Карлистские войны — гражданские кровопролитные конфликты, охватившие большую часть территории баскских провинций. Открывающая сцена — расправа испанских солдат над местными крестьянами. В какой-то момент в тумане проступает явно не человеческий силуэт с рогами, копытами, хвостом и вилами. Да, это чёрт, который неожиданно встаёт на сторону крестьян и вырубает добрую часть испанских военных. Дьявольские силы помогли в этой битве, не иначе.
8 лет спустя. Жизнь простого крестьянина всё так же тяжела и бесплодна. В деревню прибывает представитель правительства, ему поручили расследовать некое государственное дело, касающееся мрачного кузнеца, который проживает на отшибе поселения. Суеверные жители отговаривают гостя от визита, ведь кузнец — товарищ дьявола, а в его кузнице живёт сам чёрт.
В эту кузницу случайно попадёт деревенская девочка. Она встретит и кузнеца, и демона — тот томится и злится в заточении. Автор рассказывает легенду о кузнеце, которого боялся сам Сатана. Его вспыльчивый и крутой нрав стал причиной и благодатными условиями для сделки с демоном. Но осознающий свою ношу кузнец решает бросить вызов всем чертям, чтобы спасти пару невинных душ. Режиссёр фильма своего воображения не стесняется и не прячет приспешников Сатаны по углам и в темноте, а выставляет напоказ, давая возможность повнимательнее разглядеть уродов, сошедших с полотен Босха. Так же картина не стесняется и пафоса, в который закутана вся фигура кузнеца: он может создать божественное оружие, а может выковать дьявольские цепи, посмотреть в лицо демону и проронить слезу над бездыханным телом ребёнка. Это удивительный фильм, сочетающий в себе фольклор и безбашенную синефилию. И, в конце концов, это всё ещё мрачная сказка, которая, как водится, ложь, но…
«Увиденное и услышанное» (Things Heard and Seen), реж. Шари Спрингер Берман, США
![«Увиденное и услышанное» (Things Heard and Seen), реж. Шари Спрингер Берман, США](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/19a/9i1odhc5fkhsvw1rqbzq4hjp6cyzgu9g.jpg.webp?165891199228630)
Мы сказали до этого, что каждый фильм из подборки обладает каким-то преимуществом. Ударная сила этой картины — Аманда Сайфред, которая предстала в образе молодой девушки с задушенными ради брака амбициями и расстройством пищевого поведения. Катарина оставляет работу мечты и Нью-Йорк, следует за мужем вместе с дочерью в провинциальную глушь (конечно, героиня драматизирует, городок населён богемной интеллигенцией и верующими в призраков профессорами). Её муж получил место в местном колледже, коллеги приняли его тепло и с воодушевлением. Развешивая свои художественные опыты по стенам кабинета, он знакомится с коллегой, которая приглашает его на обед и восхищается рисунками. Но герой замечает, дескать, он практику оставил, а настоящий талант в их семье — Катарина. И ещё несколько раз он в разговорах с новыми знакомцами подчеркнёт, что и за веру в потустороннее в их семье отвечает Катарина, за музыку в их паре отвечает Катарина. Да и вообще Катарина образованная, яркая девушка с пытливым умом, которую муж запер в старом доме наводить уют на пару с двумя местными пацанами. Параллельно мы узнаём, что у героини сложные отношения с едой, она периодически пропускает приёмы пищи или же вызывает рвоту после семейного обеда. И это расстройство уже давно портит жизнь ей и её семье. Но на удивление Спрингер Берман вводит эту подробность о Катарине не для того, чтобы далее персонажи всё нервное и истеричное в поведении героини списывали на РПП. Это действительно лишь деталь, дополняющая образ умной, привлекательной, саркастичной и активной девушки, которая при этом за закрытой дверью борется со сложным заболеванием. И так же её брак за закрытой дверью борется со сложной и разъедающей отношения язвой.
Если из картины вынуть всё сверхъестественное (а именно призраков прошлых жильцов, спиритические сеансы), то «Увиденное и услышанное» окажется психологическим триллером с изменами, подозрениями, взаимными обвинениями, обманом и убийствами. При этом хоррор-составляющая введена, как кажется, лишь для акцентирования идеи наследуемости зла и насилия. Если не в рамках одной семьи, то одного дома. И это не страшные силы вселяют в человека жестокость и решимость причинить боль; они лишь вскрывают то, что рано или поздно и так вырвалось в этой паре на свободу. Она несчастна, он обманул её. Она хочет свободы, он требует повиновения и хранить его секреты. И каждый в какой-то степени получит то, чего желает.
«Уиджи: Проклятие Вероники» (Verónica), реж. Пако Пласа, Испания
Пако Пласа — один из тех, кто подарил нам прекрасный «Репортаж». В этот раз он за основу взял реальный новостной сюжет о девушке, умершей при загадочных обстоятельствах спустя некоторое время после сеанса с доской Уиджи. Фильм, конечно, отходит от реальных событий во временном аспекте, да и в целом картина — размышление на тему. Вероника вместе с подругами решает обратиться с вопросом к доске Уиджи, пока вся остальная школа зависает на крыше, засматриваясь на солнечное затмение. Отец Вероники умер, мать пропадает на работе, а заботы о младших сёстрах и брате, конечно, оказались на худых плечах школьницы. Во время сеанса доска поддаётся уговорам, в контакт с девочками вступает некий дух, но ритуал резко обрывается, когда Вероника начинает вытворять нечто пугающее, а после теряет сознание и поддержку подруг.
В кабинете медсестры становится известно, что Веронике 15 и у неё ещё не начались месячные. Девушка нервно жмётся и опускает глаза, а брови медсестры, наоборот, поднимаются вверх. И можно предположить, что следующие события станут для Вероники, как в фильме «Валерия и неделя чудес», временем познания себя и трансформации. Только это будет неделя не чудес, но страха и ужаса. Месячные придут, а с ними и осознание взрослости, которая принесёт за собой в жизнь Вероники ещё более болезненное осознание ответственности за родных, жертвенное желание спасти их и оградить от опасностей и угроз.
Веронику будет преследовать демон, он будет мучать её и детей. Мать при этом так и останется трудящейся пчёлкой, не реагирующей на зов дочери. «С тобой стало так сложно», — но дело в том, что Вероника переживает не просто трудный переходный возраст, а жестокую деконструкцию личности. Её всё чаще посещают страшные сны и мысли. Брат и сёстры всё больше пугаются по ночам. А за Вероникой следует тёмная тень. Монашка советует ей завершить прерванный сеанс и попрощаться с пришлым демоном. Проблема в том, что гость может оказаться не случайным прохожим, а постоянным жильцом, требующим уважить его права на собственность.